Профсоюз

 

      

   

знак

Первичная профсоюзная организация

 

Главная цель профсоюза - защита профессиональных, трудовых, социально-экономических, прав и законных интересов своих членов.

Для достижения этой цели Профсоюз решает следующие задачи:

 

  • Добивается повышения благосостояния и жизненного уровня членов Профсоюза;
  • Обеспечивает защиту прав каждого члена Профсоюза на труд, получение профессии и повышение квалификации, справедливую и своевременную оплату труда;
  • Содействует  охране здоровья, созданию здоровых и безопасных условий труда;
  • Осуществляет общественный контроль за собдюдением законодательства Республики Беларусь, затрагивающего трудовые, экономические и социальные права и законные интересы членов Профсоюза, создает технические и правовые инспекции труда, профсоюзные юридические службы и консультации;
  • Укрепляет организационное единство, развивает солидарность, взаимопомощь и сотрудничество профсоюзных организаций и членов профсоюза.

 Председатель Федерации профсоюзов Беларуси

Орда Михаил Сергеевич

Сайт  ФПБ – 1prof.by

 

Председатель Гродненского областного объединения профсоюзов

Лискович Виктор Андреевич

Сайт  ФПБ – grodno.1prof.by

 

Председатель Гродненского городского объединения профсоюзов

Ярошевич Андрей Аркадьевич

Сайт  ФПБ – grodno-gor.fpb.1prof.by

 

Председатель Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки

Якубович Татьяна Романовна Сайт  ЦК профсоюза – estu.1prof.by

 

Председатель Гродненской областной организация Белорусского профсоюза работников образования и науки

Шпак Лела Отаровна

Сайт ОК профсоюза – profobr-grodno.by

 

Председатель Гродненской городской организации Белорусского профсоюза работников образования и науки

Гарацкевич Анна Ромуальдовна

Сайт ГК профсоюза – gorprofedu.grodno.by

 

Информационный портал ФПБ

Синицына Т.А. - председатель профсоюзного комитета 

Хобец Л.М. - заместитель председателя профсоюзного комитета, ответственный за организационную работу;

Тодрик Е.Н. - ответственный за культурно-массовую  работу;

Сенько Н.В. - ответственный за работу по охране труда;

Воронова И.Н. - ответственный за информационную работу;

Безносик А.П. - ответственный за спортивную и физкультурно-оздоровительную работу;

Корп И.З. - ответственный за работу с молодежью;

Масло Л.А.- ответственный за работу с ветеранами труда;

Матвейчик Л.Ч. - ответственный за оформление и ведение профсоюзных документов, работа с заявлениями и предложениями.

 

Ревизионная комиссия

Живалевская Е.М.- председатель

Менько А.А.

Григорович С.Н.

21.10.2023 года состоялась увлекательная экскурсионно-образовательная поездка в одно из интереснейших мест Беларуси – Парк истории Сула. Небольшое имение древнего рода  Ленских раскинулось в живописном уголке Столбцовщины. В интерактивной форме преподаватели окунулись в период первобытного строя, вместе с варягами проплыли по древнему торговому пути «из варяг в греки», насладились красотами природы, познакомились с историческими достопримечательностями, с большим удовольствием соревновались в ловкости, меткости, силе. Путь домой прошел в приподнятом настроении


Гродненская городская организация Белорусского профессионального союза работников образования и науки  20.10.2023 проводила соревнования по стрельбе, приуроченных ко Дню отца. В соревнованиях принял участие учитель физической культуры и здоровья Шуляк Виктор Михайлович.


Праздничный концерт, посвященный Дню учителя, прошло 29.09.2023. В зале присутствовали педагоги и ветераны педагогического труда. Много тёплых слов было сказано в адрес наставников от директора гимназии А.Л. Кулевича и  представителя Белорусского профсоюза работников образования и науки Т.А. Синициной. Концертные номера были пронизаны добротой, любовью, талантом и юмором.


Традиционно первый день октября ознаменован замечательной датой – Днем пожилых людей. В преддверии праздника ветераны педагогического труда гимназии посетили 27.09.2023 в Гродненской областной филармонии районный праздник "Пусть осень жизни будет золотой", посвященный Дню пожилых людей. Наиболее активные были награждены почетными грамотами.


27.03.2023 Поздравляем Бекиш О.А. и Олешко О.Ю. участников сборной команды по волейболу, занявшую первое место в городской спартакиаде работников системы образования!

Благодарим за личный азарт и командный задор в соревнованиях по волейболу и дартсу Поликарпука С.М. и дартсу Калиновскую Е.В.

 


Профком гимназии поздравил работников с праздниками 23 февраля и 8 марта 2023 года


9 января в первичной профсоюзной организации ГУО «Гимназия № 4 г. Гродно» прошло профсоюзное собрание.  На повестке дня было рассмотрение отчета председателя ППО о работе профсоюзного комитета за 2022 год, отчет председателя ревизионной комиссии. Утверждение отчета о выполнении сметы за 2022 год и утверждение сметы на новый 2023 год.


Гродненского городского комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки 27.04.2022  подвёл итоги городского этапа Республиканского Фестиваля трудовых талантов отрасли «Новые имена!»

Поздравляем Севрюкову Ларису Николаевну, занявшую 1 место в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство». На конкурс были представлены броши ручной работы.

Благодарим за участие Тодрик Елену Николаевну, представлявшую гимназию в номинации «Вокал» и Савчиц Ольгу Вячеславовну, которая участвовала в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство»

Желаем нашим коллегам всегда быть в поиске новых задумок и идей, никогда не расставаться с вдохновением, постоянно ощущать счастье и радость, с каждым днем наполняя этот мир своими чудесными шедеврами и потрясающими работами. 


С 28 марта по 09 апреля 2022 года проводилась Городская спартакиада работников учреждений образования. На соревнованиях были представлены различные виды соревнований: плавание, настольный теннис, дартс, волейбол, мини-футбол.

Поздравляем Поделинскую Марину Станиславовну, занявшую 1 место в составе сборной по волейболу.


13.01.2022 в гимназии прошла встреча председателя Гродненской городской организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Гарацкевич А.Р. и председателя Гродненского городского объединения профсоюзов Ярошевича А.А. с трудовым коллективом. Основной вопрос – обсуждение проекта изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.


28.12.2021 в гимназии прошло профсоюзное собрание «Отчёт о работе профсоюзного комитета, ревизионной комиссии первичной профсоюзной организации с 27.03.2019 по 28.12.2021»


Замечательную экскурсию совершили  13.11.2021 работники гимназии, организованную ТУЭП «Беларустурист»

Начало путешествию положила обзорная экскурсия по городу Минску экскурсовод  Маргарита, которая не только нам рассказала о достопримечательностях столицы, но и предложила поучаствовать в театральном представлении.

Продолжили наше путешествие на завод «Аливария», где нас встретила экскурсовод Полина, которая так увлекательно и интересно рассказала о пивоварении, что пиво полюбили все.

Ну и напоследок, мы заехали в музейный комплекс старинных народных ремёсел «Дудутки».

Экскурсовод Мария очень душевно, интересно, с  юмором  познакомила нас с ремесленными мастерскими, с обычаями белорусов и вместе с резчиком по дереву даже сыграла на загадочном музыкальном инструменте.

     

     

 


14 октября прошла Республиканская профсоюзная акция

"ПОЗДРАВИМ МАМУ ВМЕСТЕ" 

  

   


23.01.2020 г. начали работу профсоюзные горячие линии по новой системе оплаты труда работников бюджетных организаций. Обратившиеся могут задать интересующие вопросы или сообщить о спорных моментах, связанных с переходом с 1 января на новую систему оплаты труда работников бюджетных организаций. Работа таких линий поможет проконтролировать правильность применения нанимателями новой системы и своевременно среагировать на возникающие спорные ситуации на местах. Горячие линии также будут работать во всех отраслевых профсоюзах и районах.


 

05.11.2019 Семинар по обмену опытом председателей профсоюзных комитетов и председателей ветеранских организаций Октябрьского района

  

  

 



В гимназии к  Дню мамы прошла Республиканской акция «Поздравим маму вместе!».

 

Профессиональное пенсионное страхование или ежемесячная доплата к заработной плате и дополнительная накопительная пенсия читать


МИХАИЛ ОРДА: «ЗАПАДНЫЕ СТРАНЫ ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ МОТ СОУЧАСТНИЦЕЙ СВОИХ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРОТИВ ТРУДЯЩИХСЯ БЕЛАРУСИ» (смотреть)


ФПБ – О СИТУАЦИИ НА ГРАНИЦЕ: ЛЮДИ В СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ, МЫ ПРОДОЛЖИМ ПОМОГАТЬ (смотреть)


ПРОФСОЮЗЫ: МЫ БУДЕМ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ НА ГРАНИЦЕ, ПОКА ОНИ БУДУТ НУЖДАТЬСЯ В ПОМОЩИ (смотреть)


ГУМАНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ ОТ ФПБ ПОЛУЧИЛИ БЕЖЕНЦЫ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ И В «СВИТАНКЕ» (смотреть)


Михаил Орда: «Евросоюз цинично издевается над людьми, которые бегут от войны и разрухи» (смотреть)


МИХАИЛ ОРДА: ПРОЕКТ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ ОТВЕЧАЕТ НА ЗАПРОСЫ ЛЮДЕЙ (смотреть)


ПРОЕКТ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ БЕЛАРУСИ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕЗИДЕНТУ (смотреть)


Международная конференция «Влияние глобальных экономических вызовов на социально-трудовые права человека» завершилась  в Минске 14 сентября. Главная тема обсуждения – это влияние односторонних санкций на экономику простых людей. (смотреть)

 

 

В связи со вступлением в силу с 1 июля 2021 г. норм Указа Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020 г. № 482 изменяется порядок направления средств на премирование работников бюджетных организаций, Министерством труда и социальной защиты


 

О программе деятельности Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2020-2025 годы


 

«О работе ревизионной комиссии Белорусского профессионального союза работников образования и науки за период с 03.04.2015 по 19.02.2020»


 

Об утверждении Положения о ревизионных комиссиях Белорусского профессионального союза работников образования и науки, его организационных структур


 

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА 2020 – 2025 ГОДЫ

 

 
 
 

 11.05.2023 г. - городской День охраны труда на тему «Профилактика нарушений законодательства об охране труда – залог безопасного труда»

Несмотря на конкретные требования трудового законодательства и независимо от количества работников почти во всех организациях встречаются отдельные нарушения в области охраны труда. Как показывает практика, многие нарушения могут иметь отрицательные последствия как для работников, так и для нанимателей. Рассмотрим наиболее характерные ошибки в сфере охраны труда, которые часто допускают организации, и возможные последствия этих ошибок.

Не проведение инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.

В соответствии с п. 5 – 6 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) наниматель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности, а также принимать необходимые меры по профилактике и предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных ТК и законодательством.

На основании ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы.

 

Инструктаж по охране труда в зависимости от характера и времени проведения подразделяют на:

  • вводный.

Вводный инструктаж проводится с работниками при приеме их на работу в организацию, при временном переводе их к другому нанимателю специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом нанимателя, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда. В микроорганизациях вводный инструктаж может проводиться руководителем организации.

  • первичный на рабочем месте.

Проводится до начала самостоятельной работы с работниками, принятыми на работу, при переводе или перемещении из одного структурного подразделения в другое, а также с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы, при временном переводе их к другому нанимателю.

  • повторный.

Проводится с работающими не реже одного раза в шесть месяцев по инструкциям по охране труда для профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) или программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте.

  • внеплановый.

Проводится при:

принятии новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов или внесении в них изменений;

изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

нарушении работающими требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим происшествиям;

перерывах в работе по профессии рабочего (в должности служащего) более шести месяцев;

поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях.

Внеплановый инструктаж проводится также по требованию контролирующих (надзорных) органов, вышестоящих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, вышестоящих организаций в отношении подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов.

  • целевой.

Проводится при:

выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по профессии рабочего либо должности служащего;

ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью;

проведении экскурсий в организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, производитель работ, инструктор и другие уполномоченные должностные лица).

 Работающие по профессии рабочих (далее – рабочие), принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки по вопросам охраны труда (далее – стажировка) и последующей первичной проверки знаний по вопросам охраны труда.

Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством лица, уполномоченного работодателем, из числа руководителей соответствующих подразделений (специалистов) либо других высококвалифицированных работников, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет.

Руководители и специалисты не позднее месяца со дня назначения на должность проходят первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, а также в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда.

Руководители и специалисты, являющиеся членами соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда не позднее одного месяца со дня включения в состав комиссии, а также периодически, не реже одного раза в три года в соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда.

Работающие проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями.

Проверка знаний по вопросам охраны труда работающих проводится в объеме требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, а также локальных правовых актов, соблюдение которых входит в обязанности работающих.

Не проведение инструктажа, стажировки и проверки знаний по охране труда может являться причиной:

  • несчастного случая на производстве;
  • неосознанного нарушения работником требований охраны труда;
  • направления предписания государственного инспектора об устранении нарушения;
  • привлечения должностного или другого уполномоченного лица нанимателя к административной ответственности за нарушение требований по охране труда по ст. 10.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП);
  • судебного спора с пострадавшим или наказанным за нарушение охраны труда работником.

В соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь при нарушении правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение, или индивидуальным предпринимателем (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, –

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Необеспечение работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты

Ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 г. № 356-З  (далее – Закон «Об охране труда») определена обязанность работодателя в части предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, определен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 г. №209, требования которой распространяются на всех работников и нанимателей независимо от их организационно-правовых форм и видов экономической деятельности.

Необеспечение работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты может являться причиной:

  • несчастного случая на производстве;
  • привлечения должностного или другого уполномоченного лица нанимателя к административной ответственности за нарушение требований по охране труда по ст. 10.13 КоАП;
  • судебного спора с работниками.

В соответствии со ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда.

Допуск сотрудников к работе без обязательных медицинских осмотров

В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель обязан организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья.

Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 г.  № 74 (далее – Инструкция), устанавливает порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и (или) на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья.

Обязательные и (или) внеочередные медосмотры работающих проводятся в целях:

обеспечения безопасности труда;

предупреждения профессиональных заболеваний;

охраны здоровья работающих.

По результатам проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров работающих определяется:

годность (негодность) по состоянию здоровья работающих к работам во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов;

годность (негодность) по состоянию здоровья работающих к работам, где есть необходимость в профессиональном отборе.

Обязательные и (или) внеочередные медосмотры работающих проводятся при выполнении работ:

во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров при работах во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению 1 Инструкции с учетом заболеваний (состояний) по перечню заболеваний (состояний), являющихся общими медицинскими противопоказаниями к работам во вредных и (или) опасных условиях труда, согласно приложению 2 Инструкции;

где есть необходимость в профессиональном отборе, по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе, согласно приложению 3 Инструкции.

Допуск сотрудников к работе без обязательных медицинских осмотров может привести:

  • к травмам работников (несчастным случаям на производстве), наступившим в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
  • к административной ответственности за нарушение законодательства о труде.

 

Начальник управления по труду,

занятости и социальной защите

Гродненского городского исполнительного комитета,

заместитель председателя комиссии                                                                 Л.А.Чекель

 

 


В целях содействия предотвращению несчастных случаев   

 и заболеваний на рабочих местах

28 апреля во всем мире отмечается Всемирный день охраны труда.

Тема Всемирного дня охраны труда в 2023 году «Безопасная и здоровая рабочая среда – основополагающий принцип и право в сфере труда».

В июне 2022 года участники Международной конференции труда решили включить вопрос о безопасной и здоровой производственной среде в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда. В связи с этим в список основополагающих конвенций были включены Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда (№ 155) и Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187).

В результате этого решения все государства, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, принимают на себя обязательство, добросовестно соблюдать, продвигать и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

В Резолюции 2022 года о включении безопасной и здоровой производственной среды в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда признается значение диалога и сотрудничества между социальными партнерами. В документе отмечается, что создание «безопасной и здоровой производственной среды требует активного участия правительства, работодателей и работников, распределения прав, обязанностей и ответственности, а также социального диалога и сотрудничества».

Конвенции 155 и 187 устанавливают основные принципы для применения системного подхода в управлении системой охраны труда. В Конвенции 155 содержатся призывы к принятию согласованной национальной политики по охране труда. Она также требует разработки мер на национальном уровне и уровне предприятий для определения ответственности, обязанностей и прав в сфере охраны труда. Конвенция 187 основана на системном подходе к созданию безопасной и здоровой производственной среды через разработку национальной политики, систем и программ охраны труда с целью совершенствования национальной культуры профилактики в области охраны труда. Системный подход должен быть реализован, учитывая принципы, содержащиеся в соответствующих нормах по вопросам охраны труда.

Конвенция 155 ратифицирована Законом Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. и вступила в силу для Республики Беларусь 30 мая 2001 года.

Основные принципы создания «безопасной и здоровой производственной среды», заложенные в Конвенции 155, реализованы в законодательстве Республики Беларусь.

Право на труд, справедливое вознаграждение за него, а также на здоровые и безопасные условия труда относятся к основополагающим правам граждан, гарантированным Конституцией Республики Беларусь.

В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности, как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты и технические правовые акты.

Основные направления государственной политики в области охраны труда определены в статье 5 Закона Республики Беларусь «Об охране труда». К ним относятся:

  • приоритет сохранения жизни и здоровья работающих;
  • ответственность работодателя за создание здоровых и безопасных условий труда;
  • комплексное решение задач по улучшению условий и охраны труда путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;
  • внедрение систем управления охраной труда;
  • социальная защита работающих, возмещение вреда лицам, потерпевшим при несчастных случаях на производстве и (или) получившим профессиональные заболевания;
  • установление единых требований по охране труда для всех работодателей;
  • использование экономических методов управления охраной труда, участие государства в финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • информирование граждан, обучение работающих по вопросам охраны труда;
  • взаимодействие республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, контролирующих (надзорных) органов, профессиональных союзов (далее - профсоюзы), работодателей по вопросам охраны труда;
  • сотрудничество между работодателями и работающими;
  • использование международного опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

 


В соответствии Планом работы ФПБ по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда на 2022 год, утвержденного постановлением Президиума СФПБ от 29.12.2021 № 296, в ноябре-декабре технической инспекцией труда и профактивом проводится мониторинг соблюдения температурного режима в холодный период года.

Согласно ст.29 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 №356-З «Об охране труда» наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда жизни и здоровью работников при сильной жаре и сильном морозе.

Обязанности нанимателя по обеспечению оптимальных и допустимых условий труда в холодный период года см. здесь.

В случае несоблюдения нанимателями требований законодательства в холодный период года (при температуре воздуха +10° С и ниже) и невозможности решения вопроса на месте, Вы можете обратиться на «горячую линию» организационных структур ФПБ:

8-0152-62-51-16 – главный технический инспектор труда Гродненского областного комитета профсоюза работников образования и науки Венцкович Елена Антоновна,

8-0152-62-44-60- главный технический инспектор труда Гродненского областного объединения профсоюзов Горовенко Дмитрий Павлович,

8-017-324-81-22- главный технический инспектор труда Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки Лесун Марина Леонидовна.

КОНЦЕПЦИЯ "НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ" (VISION ZERO)

В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

(Глава 24 Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (утв. Приказом Министерства труда и социальной  защиты  Республики Беларусь 30.12.2019 № 108).

 

  1. Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.

Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) содержит практический инструмент управления. Таким инструментом является Руководство по реализации Концепции Vision Zero, включающее семь "золотых правил", реализация которых будет способствовать нанимателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Правило N 1 "Стать лидером - показать приверженность принципам" (далее - Правило N 1).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда работников, в том числе по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

принятию локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда.

Реализация Правила N 1 достигается путем:

личного участия нанимателя в проведении Дней охраны труда;

включения вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых с руководителем организации с заслушиванием руководителей структурных подразделений о состоянии охраны труда в структурных подразделениях организации.

Правило N 2 "Выявлять угрозы - контролировать риски" (далее - Правило N 2).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:

осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов.

Реализация Правила N 2 достигается путем:

создания службы охраны труда, введения в штат должности специалиста по охране труда или возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо либо привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;

назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ;

проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья, освидетельствований;

организации расследования несчастных случаев на производстве;

осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.

Правило N 3 "Определять цели - разрабатывать программы" (далее - Правило N 3).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:

обеспечению безопасности при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контролю за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;

применению мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения.

Реализация Правила N 3 достигается путем:

разработки планов мероприятий по охране труда; по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

выделения в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Правило N 4 "Создать систему безопасности и гигиены труда - достичь высокого уровня организации" (далее - Правило N 4).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Реализация Правила N 4 достигается путем:

внедрения систем управления охраной труда;

обеспечения наличия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, сфера действия которых распространяется на организацию, и локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

выполнения требований (предписаний) контролирующих (надзорных органов) в установленные сроки;

систематического информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.

Правило N 5 "Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах при работе со станками и оборудованием" (далее - Правило N 5).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по:

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

принятию локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;

обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения медицинского обслуживания работников.

Реализация Правила N 5 достигается путем:

обеспечения работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами;

проведения испытаний и проверок исправности средств индивидуальной защиты;

нанесения на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

механизации и автоматизации технологических процессов;

обеспечения безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ.

Правило N 6 "Повышать квалификацию - развивать профессиональные навыки" (далее - Правило N 6).

В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по осуществлению обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда.

Статьей 25 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" установлено, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования. Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

Реализация Правила N 6 достигается путем:

проведения инструктажей по вопросам охраны труда (вводного, первичного инструктажей на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);

обучения по вопросам охраны труда работающих при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах дополнительного образования взрослых.

Правило N 7 "Инвестировать в кадры - мотивировать посредством участия" (далее - Правило N 7).

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работник имеет право на личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работающий обязан:

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

Реализация Правила N 7 достигается путем:

проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди структурных подразделений, других смотров-конкурсов, направленных на пропаганду безопасных условий труда;

морального и материального поощрения работников за обеспечение охраны труда.