Родителям первоклассников

Уважаемые родители

будущих первоклассников!

 

Территория микрорайона,

закрепленного за ГУО «Гимназия №4 имени Д.В.Казакевича г. Гродно»:

 

ул. Л. Чайкиной, №№ 10, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28;

 

ул. Репина, №№ 5, 9, 11, 13, 15, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 37, 39, 41, 43, 45;

 

ул.О.Соломовой, №№ 78, 80, 84, 88, 90, 92, 96, 98, 98/1, 100, 104, 106, 108, 110, 122, 126, 130;

 

Фолюш, №№ 15/212, 15/212а, 15/213, 15/214, 15/215, 15/217.

 

 

ПАЛАЖЭННЕ

аб установе агульнай сярэдняй адукацыі

 

ГЛАВА 7

ПРЫЁМ АСОБ ДЛЯ АТРЫМАННЯ АГУЛЬНАЙ СЯРЭДНЯЙ АДУКАЦЫІ

 

  1. Прыём (залічэнне) асоб ажыццяўляецца ў адпаведнасці з патрабаваннямі, устаноўленымі ў пункце 6 артыкула 150 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі.

Пераважнае права пры прыёме (залічэнні) маюць асобы, якія пражываюць на тэрыторыі, за якой замацавана ўстанова адукацыі.

Пры наяўнасці свабодных месцаў ва ўстанову адукацыі могуць прымацца (залічвацца) асобы незалежна ад месца іх жыхарства.

Прыём на свабодныя месцы ва ўстанову адукацыі асоб, якія не пражываюць на тэрыторыі, за якой замацавана гэта ўстанова адукацыі, ажыццяўляецца ў парадку чарговасці рэгістрацыі заяў гэтых асоб ва ўстанове адукацыі.

  1. Прыём (залічэнне) асобы для атрымання агульнай сярэдняй адукацыі ажыццяўляецца на падставе заявы, якую падае законны прадстаўнік непаўналетняй асобы, пры прад’яўленні пасведчання аб нараджэнні або дакумента, які сведчыць пра асобу, і медыцынскай даведкі аб стане здароўя, калі іншае не предугледжана артыкулам 151 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі і дадзеным Палажэннем.
  2. Для атрымання пачатковай адукацыі асоба (ад імя непаўналетняй асобы яе законны прадстаўнік) падае заяву на імя кіраўніка адпаведнай ўстановы адукацыі ў перыяд з 12 чэрвеня па 15 жніўня года прыёму пры прыёме ў I клас устаноў адукацыі.
  3. Кіраўнік установы адукацыі выдае загад аб прыёме (залічэнні) асоб у лік вучняў установы адукацыі не пазней за 31 жніўня года прыёму.

 

 

Шаноўныя бацькі!

 

Ваша дзіця мае магчымасць вывучаць усе прадметы ў пачатковых класах

 

на беларускай мове.

Для гэтага вам неабходна зрабіць у заяве адпаведны запіс аб мове навучання.

Любой ребёнок, родившийся на свет, имеет право на счастливую жизнь.

Ребенок – награда свыше и аванс, который родителям нужно отработать с любовью и терпением.

 

Набор первоклассника

развернуть
  1. Школьная форма
  2. Спортивная форма и обувь
  3. Сменная обувь
  4. Простые, цветные карандаши
  5. Фломастеры
  6. Акварельные краски, гуашь
  7. Кисти для рисования (набор)
  8. Альбом для рисования
  9. Стаканчик для воды
  10. Кисточка для клея, тряпочка
  11. Клей «Карандаш» и ПВА
  12. Ножницы (в футляре)
  13. Пластилин, дощечка для лепки, стеки
  14. Линейка, точилка, ластики
  15. Линейка с геометрическими фигурами
  16. Тетради: в крупную клетку (1 шт.); в узкую косую линейку (1 шт.)
  17. Шариковые ручки
  18. Закладки
  19. Пенал
  20. Раскраски

Все вещи первоклассника следует подписать или пометить условными значками.

свернуть

Психологическая готовность к школе

развернуть

Готовность к школе: ключевые моменты родителям

развернуть

Психологические особенности младших школьников

развернуть

Консультация для родителей первоклассников

«Психологические особенности младших школьников»

 

 К 7 годам завершается период дошкольного детства. За это время в детской психике происходит множество изменений. Мозг ребенка сейчас растет настолько быстро, что к 8 годам он уже составляет 90% от размера мозга взрослого человека. В связи с этим активно развиваются познавательные процессы и интеллект, а также начинает доминировать одно из полушарий коры головного мозга. Дети понемногу созревают к учебной деятельности.

 

Интеллектуальная сфера

В 6-7 лет значительно развивается интеллект ребенка. Младший школьник стремится самостоятельно получать новые знания и навыки. Он сознательно прикладывает к этому усилия и преодолевает некоторые трудности. Ребенок постигает причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Он учится делать задание по внутреннему плану действий — не только с наглядными предметами, но и в уме. Также активно развиваются высшие чувства. Шестилетний ребенок учится осознавать свои чувства и переживания. Это — основа для морального развития личности. В его душе зарождаются чувства прекрасного, гордости, вины, самоуважения и т.д. В 6-7 лет дети уже могут ставить общественные интересы выше своих личных. Шестилетний ребенок учится отдавать себе отчет в своих действиях, анализировать, что у него получилось, а что нет, а также достиг ли он своей цели. Он осваивает внутреннюю речь.

 

Внимание

Чем больше ребенок вовлечен в учебную деятельность в процессе игры, тем устойчивее его внимание. Но надолго шестилетние дети не могут концентрироваться на задании. Каждые 10 минут им нужны двигательные разминки и игровые “передышки”. Для ребенка в 6 лет все еще важны короткие и четкие инструкции, чтобы он мог сосредоточиться на их выполнении.

 

Память

Память В 6-7 лет все еще преобладает непроизвольная память. В ней легко запечатлевается то, что заинтересовало ребенка. Но он уже может запоминать или вспоминать что-либо специально, контролируя свою память. Желание запоминать развивает и воображение, и мышление, и внимание. Детей этого возраста можно учить запоминанию с помощью карточек, схем или методом группирования признаков.

 

Мышление

У ребенка продолжает совершенствоваться наглядно-образное мышление. Он представляет предмет по его словесному описанию. Также он может мысленно выходить за пределы ситуации, которая происходит здесь и сейчас. К 6-7 годам появляются зачатки словесно-логического мышления. Дети учатся оперировать словами, обобщать, понимать логику, рассуждать, анализировать. Правда, сами пока не всегда умеют рассуждать логично.

Шестилетние ребята начинают осознавать причинно-следственные связи (что было — что стало — что будет потом) и делать простые умозаключения.

 

Восприятие

Восприятие у ребенка становится осмысленным. Он целенаправленно начинает наблюдать, рассматривать, искать. Шестилетний ребенок окончательно усваивает такие понятия. как цвет, форма, величина и продолжает осваивать восприятие пространства (вправо, влево, вверху, внизу и т.д.).

 

Воображение

В 6-7 лет у ребенка бурное воображение. Он очень любит фантазировать, творить и создавать новое. Его воображение яркое, живое и насыщено множеством образов.

 

Речевая сфера

В этом возрасте продолжает развиваться речь. Она становится более связной — ведь несколько простых предложений дети теперь соединяют союзами (“если”, “потому что”, “когда” и т.п.). В своей речи они используют образные выражения, метафоры, синонимы, антонимы. Ребята уже довольно хорошо умеют объяснять что-либо и описывать в своем монологе. Они любят рассказывать истории, придумывать сюжеты по картинкам. Дети с удовольствием рассуждают о явлениях в жизни, делятся своими впечатлениями и высказывают мнение. Многие уже способны объяснить значение известного им слова или порассуждать о том, что значит незнакомое. Ребята начинают учиться письменной речи. Их словарный запас в 6-7 лет — около 3000 — 3500 слов.

 

Эмоционально-волевая сфера

У ребенка появляется чувство собственного достоинства, также как и уверенность в себе. Возникает произвольность поведения. Он учится, если это необходимо, преодолевать свои сиюминутные желания и регулировать свое поведение под нормы и правила. Также он может высказывать свое несогласие в социально приемлемой форме. Ребенок уже четко разграничивает такие понятия, как “можно”, “нельзя”. “хочу” и “должен”. Шестилетка при достижении целей проявляет настойчивость и терпение. У него появляется желание быть первым в каком-нибудь деле. Ребятам нравится быть самостоятельными — например, самим ухаживать за комнатными растениями. В возрасте 6-7 лет дети стремятся быть хорошими, им важна оценка взрослых и сверстников. Их самооценка уже устойчивая, чаще всего немного завышенная.

 

Игровая деятельность

В 6-7 лет детям все также важна и интересна сюжетно-ролевая игра. В процессе игры они осваивают особенности взаимоотношений, проигрывают различные житейские ситуации. Дети надолго объединяются для игры и подстраивают свое поведение под нужную игровую роль. Они следят за ходом игры и действиями участников. В этом возрасте ребенок осваивает игры с четкими правилами и очередностью. Это развивает его внимание, память и саморегуляцию поведения.

Возникают игры-фантазии. В них дети с удовольствием воплощают то, что занимает их воображение. Также появляются режиссерские игры с игрушками. Ребенок придумывает игровую ситуацию, в которой главную роль играют игрушки. Сам он же либо играет роль вместе с ними, либо просто организует их игру, как “режиссер”.

Шестилетним детям нравятся игры-драматизации, инсценировки. Еще их очень занимают различные эксперименты — например со льдом, водой, красками и т.д.

 

Игры для детей этого возраста

Игрушки в 6-7 лет должны соответствовать возрасту. Нужно, чтобы они способствовали усидчивости ребенка и развивали умение доводить дело до конца. Детям в этот период нравится самим мастерить игрушки. Также их очень увлекают различные эксперименты, ведь им хочется понять, как устроен окружающий мир. И, конечно, шестилетнему ребенку все также нужны и интересны игрушки и инвентарь для сюжетно-ролевых игр. Итак, вот какие игрушки стоит подобрать детям 6-7 лет:

- головоломки, пазлы, разрезные картинки с довольно большим количеством деталей;

- конструкторы (например, сборные металлические с ключом, или пластиковые в виде трубочек);

- мозаика (термомозаика, тетрис-мозаика и т.д.);

- наборы для хобби и творчества (выпиливание, плетение, изготовление мыла и т.д.);

- настольные игры (лото, настольный хоккей, квесты и т.д.);

- игрушки для сюжетно-ролевых игр и драматизаций;. детские опыты и эксперименты. Ребенку этого возраста не рекомендуется играть в компьютерные игры дольше 15-30 минут в день.

 

Школьники

К этому возрасту у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Он понимает, что такое школа, и осознанно начинает хотеть идти туда. Ребенок должен не только хотеть идти школу. Он должен быть к ней готов с психической, физической и социальной точки зрения.  У  ребят должны быть сформированы определенные знания, умения и навыки. Ему надо быть довольно самостоятельным и организованным, уметь справляться с трудностями, следовать правилам, выполнять дело до конца. Также ребенку нужен определенный уровень мышления, внимания и памяти. Он должен уметь общаться с детьми и взрослыми, следовать правилам и общественным нормам.

 

Вот что должен знать и уметь ребенок перед школой:

-ФИО свои и своих родителей;

-свой домашний адрес, город, страну;

-свой домашний номер телефона, или мобильный телефон родителя;

-названия распространенных животных и растений;

-дни недели, месяцы, времена года в правильном порядке; основные цветы, виды спорта, профессии;

-известных детских писателей и поэтов;

-простейшие правила дорожного движения;

-названия главных праздников;

-различать право и лево;

-понимать, чем различаются улица, город и страна;

-знать различия фруктов от ягод и овощей, деревьев от кустарников;

-объяснять, чем отличаются животные от птиц и насекомых;

-различать буквы и звуки (гласные и согласные);

-уметь отгадывать загадки находить общие признаки и отличия у предметов;

-описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть короткое стихотворение;

-определять количество звуков в простых коротких словах (кит, дом и т.д.);

-аккуратно пользоваться ножницами, вырезать по контуру;

-обращаться с карандашом и ручкой, штриховать в пределах контура.

 

Коммуникативная сфера

В этом возрасте ребенку очень важно общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Сверстники для шестилетнего ребенка — полноценные партнеры по играм и другим делам, а также довольно хорошие собеседники. При этом они соревнуются друг с другом, часто обижаются и ссорятся. Дети довольно легко сами завязывают общение. Им важно признание и уважение сверстников. Критерий успешности в 6-7 лет — это широкий кругозор ребенка или его необычный навык.  В группе детей можно заметить лидеров, “звезд” и не очень популярных ребят. Причем популярность скорее основывается на нравственных качествах — доброте, отзывчивости, доброжелательности и т.д. Взрослый служит для ребенка главным источником новой разнообразной информации, а также норм и правил поведения. При этом, дошкольнику важна поддержка родителей и их сопереживание. Дети в этом возрасте учатся делиться своими эмоциями и чувствами. Общение в 6-7 лет — внеситуативно-личностное. То есть в разговоре ребята могут не касаться того, что происходит здесь и сейчас. Им больше интересно говорить об окружающем мире, людях, явлениях, правилах поведения и т.д.

 

Трудности возраста

В 6-7 лет начинается очередной кризис развития. Его связывают с потерей детской непосредственности. При этом организм испытывает сильные нагрузки из-за роста. Поэтому ребенок быстро утомляется и часто капризничает.

У ребенка появляются 2 стороны личности: “Какой я” и “Каким я хочу быть”. Из-за этого у него часто конфликтуют внутренние интересы и мотивы. Ведь ему нужно выбирать между своими потребностями и окружающим миром.

 

Вот признаки этого возрастного кризиса:

- Ребенок стал манерничать и кривляться, исчезла его спонтанность и искренность. Дело в том, что ребенок таким образом пытается быть и казаться взрослым. Он делает это на доступном ему уровне, через игру. Он может демонстрировать “взрослое” поведение или “рассуждать”, как родители (не всегда верно). Дети начинают обращать внимание на свою внешность. Им хочется выглядеть так, как одеваются популярные дети или авторитетные взрослые в его окружении.

- Ребенок начинает протестовать против обыденных и повседневных правил. Что интересно, принципиальные позиции не подвергаются его сомнению. Он проявляет упрямство и непослушание, часто спорит с родителями.

- Ребенок начинает резко реагировать на критику в свой адрес. Он может обижаться, обзываться и т.п. Благодаря этому кризису происходит и ряд положительных перемен.

- Ребенок начинает понимать правила общения вне семьи. Например, что можно и что нельзя сказать продавцу в магазине. Он осознает, из-за чего у него возникло то или иное чувство. Исходя из этого ребенок может менять свое поведение.

- Ребенок начинает разбираться в различных закономерностях окружающего мира и взаимоотношений. На смену игровой мотивации приходит учебная, познавательная. Он учится выбирать между личными интересами и окружающей действительностью, между “хочу” и “надо”. Так зарождается произвольное поведение, с учетом общественных норм и правил.

 

Советы для родителей

  1. Стоит расширять кругозор ребенка разнообразными способами. Например, пусть это будут походы в театр, музей, цирк, а также чтение книг по возрасту и душевные беседы с родителями. В школе пригодится умение без стеснения говорить при посторонних. Лучше заранее, в спокойной обстановке, научить ребенка этому.
  2. Еще один полезный навык для школы — пересказ. Можно попросить ребенка пересказать, о чем была книга, которую он читал вместе с бабушкой. Потом стоит обсудить, что понравилось, каково его мнение о героях, почему с ними возникла та ситуация и т.д.
  3. Ребенку нужен четкий режим дня. Это поможет проще адаптироваться к школе. Все так же необходимы для развития длительные прогулки на улице и подвижные игры.
  4. Нужно продолжать заниматься мелкой моторикой — лепить, рисовать, штриховать, раскрашивать, плести и т.д.
  5. Не надо заниматься больше 30 минут в день. Родителям стоит подавить в себе желание сделать что-то вместо ребенка. Важно побуждать его самому решать проблемы и находить ответы на вопросы. Необходимо учить ребенка самостоятельности и безопасному поведению дома и на улице.
  6. Возраст 6-7 лет завершает период дошкольного детства. Психические процессы ребенка становятся произвольными, у него зарождается учебная мотивация. Также этот возраст — время очередного кризиса. Ребенок теряет свою искренность и непосредственность, подражая взрослым и выбирая между своими желаниями и правилами окружающего мира. Родителям нужно сохранять терпение и давать больше самостоятельности ребенку, чтобы кризис прошел гладко и “безболезненно”.

 

свернуть

Адаптация ребенка к школе. Советы психолога и врача-гигиениста родителям

развернуть

Адаптации - время

Каждый ребенок - не только первоклассник, но даже и старший школьник - после летних каникул проходит период адаптации, ее длительность различна: учащиеся старших классов привыкают к школе 2-3 недели; среднего школьного возраста, например, шестиклассники - 1 месяц. Первоклассникам на адаптацию в новой обстановке требуется до 1,5 месяца.

Признаки беспокойства накануне учебного года проявляют все дети. Могут быть капризы, которые иногда перерастают в нервный срыв и депрессию - из-за того, что многие неспособны быстро переключиться на активную учебную деятельность, ранние подъемы в школу, строгость учителя. Это может привести ребенка к ощущению собственной ненужности или к плохой учебе.

Приблизительно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их становится уже 60-70%. На таком быстром ухудшении здоровья сказывается школьный стресс. Его развитию способствует неоправданная сложность учебных программ, дополнительные внешкольные нагрузки на детей.

Он отказывается есть

Учебная нагрузка у первоклассников слишком велика. С 6-7 лет, когда малыш пошел в школу, его день становится похожим на напряженный график взрослого человека. В результате ребенок устает, у него пропадает аппетит.

Многие родители волнуются: ребенок отказывается есть в школе. Говорит, дескать, невкусно и просто не хочется. Что делать? Поговорите об этом с сыном или дочкой, но не сразу. Дайте и себе, и ребенку время понять, что происходит на самом деле. С "забастовщиком" нужно договориться: "Школа - это, конечно, сложно... Но там друзья, которые с удовольствием кушают школьные завтраки и обеды. Есть еда, что тебе нравится. Давай еще какое-то время (уточните, какое) походим в столовую, посмотрим, попытаемся что-то покушать или просто посидеть с одноклассниками за столом..." Ваша задача - отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из столовой.

Если проблема останется, возможно, вы действительно должны не заставлять ребенка есть в школе, а кормить его дома. И никакой драмы тут нет. Важно только все вопросы утрясти с учителем.

Как смягчить школьный стресс

Подъем и зарядка. Нужно постепенно приучать ребенка к раннему утреннему подъему. Как и к утренней зарядке, которую лучше делать с ребенком вместе - польза вам и ему. Такое плавное вхождение в новый ритм жизни поможет ребенку втянуться в учебный процесс, а физические нагрузки укрепят нервную систему.

Завтрак и сборы. Собираться нужно с вечера. Только не берите обязанность на себя - это забота ребенка. Можно напомнить и помочь, но подготовиться он должен сам. Чувство ответственности укрепляет самооценку. Утром обязателен завтрак - сытный и сбалансированный.

Еда с собой. Давайте ребенку с собой фрукты и бутылочку с негазированной минеральной водой, если в классе не предусмотрено питье. Обезвоживание влияет на интенсивность мыслительного процесса.

Возвращение из школы. Если ребенок не питается в школе, обед должен обязательно включать суп. Насильно заставлять есть второе блюдо не стоит. Отложите на полдник. Если ночного сна недостаточно, ребенок может поспать и днем, только недолго. После обеда можно также погулять - нужен свежий воздух и физическая активность. А вот сразу же садиться за уроки не стоит - организм нуждается в отдыхе. Оптимальное время для выполнения домашнего задания - с 16.00 до 17.00.

Помощь старших. Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет впоследствии работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте что-то за него. Следите, чтобы ваше общение не сводилось только к проверке уроков. Учеба важна, но близкие отношения с ребенком ценнее.

Сон. Детям 7-10 лет нужно спать не менее 10-10,5 часа в сутки, подросткам - не менее 8–9 часов. Хроническое недосыпание приводит к неврозу и снижению работоспособности. Проветривайте комнату, не позволяйте слишком активные игры (в т. ч. компьютерные) перед сном, ограничивайте просмотр телевизора. Лучший способ подготовки ко сну - ритуал (прогулка, спокойный разговор, чтение, рукоделие, а также обязательные гигиенические процедуры).

Факторы, способствующие адаптации учащихся:

  1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста.
  2. Скоординированная деятельность педколлектива:

по формированию знаний и надпредметных умений.

по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).

по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.

по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.

  1. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.
  2. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.

 

Признаки успешной адаптации:

Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.

Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

У него появились друзья-одноклассники.

Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.

 

Советы учителю и родителю на адаптационный период.

Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы

Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе

Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности

Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться

Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями

Если в классе новичок, узнайте о его здоровье

Беседуя с новым учеников в период, адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.

Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.

свернуть

Адаптация ребенка к школе: чем могут помочь родители?

развернуть

По завершению  лета для детишек наступает школьная пора. Для некоторых их них это целое событие, потому что они в первый раз в своей жизни идут в школу, потому что кардинально меняется их статус – теперь они школьники, ученики, первоклассники. Теперь незаметно начинает меняться отношение к ним взрослых, их ожидания. Меняется привычный уклад жизни, появляются новые обязанности и требования, и, хочешь, не хочешь, ребенку приходится меняться самому и соответствовать новой роли.

Первые дни и недели школьной жизни, несомненно, будут для ребенка захватывающими и интересными, ведь столько всего нового и необычного происходит в его жизни: знакомство со школой, с учителями, одноклассниками, активное общение и взаимодействие, новые виды деятельности, новые атрибуты ученика и много других приятностей. Но, тем не менее, они также будут и достаточно трудным опытом. От того, как пройдет этот период «вхождения» в школьную жизнь зависит то, насколько легко ему будет даваться в дальнейшем обучение, как сложатся отношения с учителями и одноклассниками, каких успехов он сможет добиться, насколько сумеет проявить и реализовать свои способности и, самое главное, научиться ли получать удовольствие от процесса познания.

Процесс привыкания ребенка к новым условиям, заметное изменение образа жизни называют адаптацией. В целом, адаптация в переводе с латинского означает приспособление функций организма и его органов к условиям среды. Способность ребенка к адаптации в новой среде зависит от его психической, физической и эмоциональной готовности.

Именно поэтому родителям первоклассников необходимо быть очень внимательными к своему ребенку в период его адаптации к школе, наблюдать и вовремя замечать изменения в физическом, эмоциональном  и психическом состоянии.

Итак, что в жизни ребенка родителям не стоит оставлять в сентябре-октябре без внимания:

—    Самочувствие ребенка в течение дня, не жалуется ли  на усталость или головные боли.

—    Спокойный ли и полноценный сон ребенка.

—    Нет ли проблем с питанием и пищеварительной системой.

—    Не стал ли ребенок тревожным, капризным, замкнутым, не появились ли у него соматические особенности (тики, навязчивые движения, повторение слов, легкое заикание и др.)

—    Охотно ли рассказывает о школе, о своих успехах и неудачах.

—    Сумел ли ребенок наладить взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Появились ли у него друзья.

—    Появилось ли у ребенка желание учиться и выполнять задания.

—    Получается ли у ребенка овладевать элементарными новыми умениями и знаниями.

—    Понимает ли ребенок суть заданий, формируется ли у него стремление к успешному выполнению обязанностей ученика.

—    Развивается ли у ребенка желание и способность воспринимать, запоминать, анализировать информацию, получаемую в процессе обучения.

—    Учится ли ребенок планировать, контролировать и оценивать свою собственную деятельность.

Как правило, период полной адаптации ребенка к школе длится в среднем около двух месяцев (школьная адаптация первоклассников может длиться до полугода) и уже во второй учебной четверти можно судить об успешности или не успешности прохождения этого процесса.

Говорить об успешной адаптации первоклассника к школе можно тогда, когда:

- у ребенка удовлетворительное состояние здоровья;

- у ребенка часто хорошее настроение, он с удовольствием идет в школу;

- он установил конструктивные взаимоотношения со сверстниками, наладил положительный контакт с учителем;

- ребенок без особых трудностей усваивает учебный материал, достаточно успешно справляется с заданиями.

- первоклассник овладел навыками учебной деятельности, проявляет самостоятельность;

- у ребенка адекватное поведение в стенах школы.

Что может затруднять адаптацию детей к школе?

— Психологическая дезадаптация в детском саду.

— Стиль семейного воспитания и особенности семейной микросреды.

— Отрицательный стиль отношения педагога к детям.

— Социофобия.

О неуспешной адаптации ребенка к школе может свидетельствовать:

- сниженное настроение, подавленное эмоциональное состояние;

- плохой аппетит, проблемы с пищеварительной системой;

- частые простуды или другие заболевания;

- частые беспричинные перепады настроения, плаксивость, капризность;

- беспокойный сон, частые пробуждения ночью, ночной энурез и т.п.

Среди множества причин школьной дезадаптации, можно выделить основные субъективные причины:

Низкий уровень мотивации к обучению в школе. Негативное отношение к школе, первичными причинами которого могут быть недостаточно профессиональная работа педагогов дошкольных учреждений, образец отрицательного отношения к школе старших братьев и сестёр и т. д.

Несформированность элементов и навыков учебной деятельности, которая может объясняться как индивидуальными особенностями развития интеллекта ребенка, так и педагогической запущенностью.

Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Причиной могут быть неблагоприятная семейная обстановка, конфликты в семье, неправильные методы воспитания, неправильная организация режима дня ребёнка, а также последствия осложнений при беременности и родах у матери.

Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.

Совсем несложно помочь ребенку адаптироваться  в физическом плане. Начните уже в августе с организации режима дня, его стоит максимально приблизить к тому, который начнется у ребенка 1 сентября. Ведь чем раньше родители начнут помогать ребенку «подстроиться» к новому режиму, тем легче ему будет в учебном году. Подарите ребенку будильник, пусть у него будет свой личный помощник, который станет помогать вовремя просыпаться и успевать в школу. Нежелательно, чтобы мама будила ребенка словами: «Соня, засоня! Опять опоздаешь!», тормошила его или стягивала одеяло – так к маме и к школе у ребенка могут возникнуть негативные эмоции. Не обязательно каждый день в августе заводить будильник на семь часов утра. Можно начинать подъем пораньше постепенно, и каждый день ставить время пробуждения минут на десять пораньше.

Будет здорово, если Вы вместе с ребенком составите и красочно оформите режим (распорядок) дня и поможете ребенку его соблюдать. С одной стороны – это всем известная и банальная вещь, но с другой стороны, как показывает мой многолетний опыт, родители почему-то упускают этот, очень важный для первоклассника, момент. Отсутствие такого помощника, как визуально оформленный распорядок дня ученика и умения соблюдать его, скажется в будущем. Скорее всего, даже к четвертому классу ребенок так и не научится без подсказок или требований родителей «садится за уроки», тратить для выполнения домашних заданий только отведенное для этого время, чередовать время отдыха и активности, самостоятельно планировать и организовывать свое время и т.д.

Правильное питание, утренняя гимнастика, занятия в спортивных секциях и частые прогулки на свежем воздухе снижают риск возникновения у ребенка проблем со здоровьем и закладывают основу для успешной физиологической адаптации.

Очень часто состояние физического здоровья школьника во многом зависит от его  психического и эмоционального состояния, от того, насколько комфортно ему находиться в школе.

В психологическом плане, самым важным результатом помощи взрослых будет формирование у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (сверстники — родители — учителя). Когда процесс обучения приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных эмоциональных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостойным внимания, любви, успеха, тогда школа не является проблемой.

Чтобы ребенку было легко в школе, еще летом поиграйте с ним в очень известную игру, которую можно назвать «Школа» или «Школьная жизнь». Предложите ребенку «прожить кусочек школьной жизни», побыть в роли ученика (быть усидчивым и внимательным во время урока, повторить задание «учителя», ответить на самые простые вопросы, выполнить заданное задание, придумать себе интересное занятие во время переменки, и т.п.). А также побыть и в роли учителя (задать вопросы своим «ученикам», придумать и задать им задание, проверить правильность выполнения этого задания, высказать свое мнение о работе «учеников» и т.д.)

Такая сюжетно-ролевая игра позволит ребенку, которого еще вчера активно опекали, примерить на себя не только роль ученика, но и роль учителя, поможет научиться не только принимать помощь, но и самому помогать другим. Это будет формировать его самостоятельность, а самостоятельность постепенно сформирует и ответственность. Самостоятельность и ответственность – неотъемлемые части роли успешного ученика, да и личности в целом. Если к школе или в первые месяцы обучения они не сформированы, ребенок может остаться в роли посетителя детского садика, и тогда возникает проблема неуспешности.

Летом можно предложить ребенку активно поиграть в игры, которые будут формировать познавательный интерес, и развивать познавательные процессы: наблюдательность, внимание, память, мышление. Подойдут словесные игры, развивающие игры,  логические игры и задания, дидактические игры, которые помогают знакомиться с окружающим — все это подготовит ребенка к плавному вступлению в учебный процесс. Если у ребенка есть желание, можно много рисовать, лепить, мастерить – это не только развивает мелкую моторику, но и гармонизирует эмоциональное состояние. Конечно, бывает, что ребенок не хочет заниматься, но это только потому, что родители, возможно, неграмотно преподнесли ему этот вид деятельности. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда все нужно делать вместе с ребенком, проявлять интерес и к тому, что делает ребенок и к результатам его труда. Совместная с родителями деятельность сформирует интерес и уверенность в своих силах. Когда это у ребенка есть, он не будет в дальнейшем сильно нуждаться в помощи взрослых. Вообще, хорошо, если родители с первого класса будут помогать детям осознавать и видеть прикладную составляющую знаний, которые они получают. Например: «Нужно научиться решать задачи на время и скорость, чтобы посчитать, сколько тебе понадобится времени, чтобы дойти до школы или в гости к бабушке».

Очень желательно чтобы ребенок до школы как можно больше общался со сверстниками, играл в коллективные игры, учился устанавливать позитивные взаимоотношения, решать возникающие конфликтные ситуации. Практика показывает, что многие детки готовы к школе интеллектуально (у них хорошая память и большая интеллектуальная база), но эмоционально-волевая и социально психологическая сферы сформированы не до конца, поэтому им бывает сложно  в коллективе проявлять свои способности, демонстрировать знания и умения.

Недавно я проводила диагностику готовности к школе ребенка шести лет, отвечая на мои вопросы о том, что он знает о школе, ребенок ответил: «В школе задают домашнюю работу, а на уроках нужно выполнять трудные задания». В данном случае у ребенка, скорее всего, еще до посещения школы сформировался определенный стереотип и негативный образ школы. Чтобы такого не произошло, не стоит в разговорах о школе проговаривать, что будет трудно, что потребуются какие-то невероятные усилия или что учеба – это постоянная работа и нелегкий труд. Лучше рассказать ребенку о распорядке школьного дня, о том какие будут уроки, чем ребенок будет заниматься в то время, пока будет находиться в школе. Т.е.  описать ему объективную реальность, без домыслов и предположений, не стоит также «рисовать» радужные картины и перспективы, будто это увеселительное и развлекательное заведение: «Там будет много детей, ты будешь с ними играть!» Если родители сформируют такой образ, ребенок очень быстро разочаруется: если играть и можно, то только в первом классе и в строго отведенное для этого время, которое длится гораздо меньше, чем урок. Получается, родители вводят ребенка в заблуждение. Когда он поймет, что их слова не соответствуют действительности, он будет разочарован, а это может сыграть негативную роль в формировании его  желания учиться.

Постарайтесь, насколько это возможно, «готовится к школе»  в организационном плане вместе с ребенком. Позвольте ему самому выбрать, или хотя бы принимать участие в выборе всех необходимых будущему ученику вещей. Во-первых – это доставит ребенку массу удовольствия и будет для него хорошим развлечением, во-вторых – позволит почувствовать свою «взрослость» и значимость, ведь Вы позволили в этот момент ему самому решать такие важные вопросы, а значит, еще и поспособствовали развитию самостоятельности и ответственности, о важности которых мы уже говорили.

Замечательно, если еще до 31 августа вся семья сходит на экскурсию в школу. Пройдитесь по этажам, посмотрите, как выглядит школа – коридоры, раздевалки, столовая… Покажите ребенку, где находится его класс, библиотека и какими «путями» можно к ним добраться. Очень хорошо заранее познакомиться с учительницей. Когда ребенок увидит ее 1 сентября, это будет человек, с которым он знаком и с которым уже общался.

Будет хорошо, если 1 сентября станет общим семейным праздником и ребенок почувствует причастность родителей, их заинтересованность. Отметьте начало школьной жизни, купите тортик или сходите в кафе, придумайте что-нибудь для ребенка увлекательное и запоминающееся. Микроклимат в семье, эмоциональный фон – один из факторов, который может либо помогать, либо затруднять адаптацию к школе.

Ребенку, начинающему обучение в школе, как никогда необходима моральная и эмоциональная поддержка взрослых. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка или его способности.

Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми, а результаты его работы с неким эталоном или результатами других учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов и достижений. Следует подчеркивать то, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Искренне интересуйтесь  школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п. Почаще обсуждайте и делайте акцент на ту сферу деятельности, где ребенок более успешен, помогайте ему обрести веру в себя.

Не допускайте,  чтобы ребенок был замкнут только на своих школьных удачах или неудачах, найдите ему такую внеучебную деятельность, в которой он способен с удовольствием реализовываться и самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных успехах. Чем больше родители фиксируют внимание ребенка на школе, учебных достижениях, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

И еще, хорошо будет, если еще до того, как ребенок станет учеником, он будет понимать, что важна не оценка, не одобрение, а те старания, которые он прилагает, и то, чему он научился. Ожидание высокой или страх низкой оценки будут мешать проявлять способности.

Снизьте ценность и важность школьных отметок, то есть показывайте ребенку, что его любят не за хорошую учебу, не за высокие оценки, не за результаты тестов и контрольных, а любят, ценят, принимают таким, какой он есть, безусловно, не за что — то, а вопреки всему.

Дорогие родители! Начало школьной жизни – очень непростой период для Вашего ребенка. Поддержите его, дайте почувствовать поддержку, помощь и полное принятие независимо от того, успешен он на данный момент в школьной деятельности, или не очень.

И самое главное постоянно поддерживайте своего ребенка и не только и не столько в плане помощи в усвоении  учебного материала, сколько в психологическом плане. Ребенок в этот период больше чем обычно нуждается не в прямых указаниях и критике со стороны взрослых, а в одобрении своих пусть даже самых маленьких успехов, в поощрении, в понимании своего состояния и настроения, в авансировании, в поддерживающих посланиях, которые родители передают или нет своим детям в процессе общения.

Желаем родителям первоклассников уверенности в своих родительских способностях и умениях, терпения, взаимопонимания со своими взрослеющими детками. Если случится так, что процесс адаптации к школе будет проходить сложно или Вы заметите, что не все благополучно складывается у ребенка, обращайтесь за помощью к специалистам. Необходимую помощи и консультацию всегда можно получить у школьного психолога, или психолога внешкольного учреждения.

свернуть