Мой ребёнок - старшеклассник

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам

развернуть

В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки учащихся к сдаче выпускных экзаменов и ЦТ достаточно освещена, тогда как организационный и психологический компоненты этой подготовки остаются недостаточно разработанными. Возможные трудности у учащихся при сдаче выпускных экзаменов в основном связаны с индивидуальными особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, отсутствием навыков саморегуляции.

Слово «экзамен» переводится с латинского языка как «испытание». Экзамен – это лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Для любого человека – это определенный стресс. Легкие эмоциональные всплески для человека полезны, они усиливают умственную деятельность, положительно сказываются на работоспособности. Но слишком сильное волнение зачастую оказывает обратную реакцию. Причина этого, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно сформировать у детей адекватное отношение к ситуации, получить как можно больше информации о самом процессе экзамена, чтобы снять излишнюю тревогу.

Условиями для успешной сдачи экзамена является не только подготовка по предметам, но и психологическая подготовка, которая поможет ребенку справиться с волнением и разработать индивидуальную стратегию по подготовке к экзамену (навыки эффективного заучивания и воспроизведения материала, развития логического мышления и продуктивной самоорганизации), и стратегию поведения на самом экзамене. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть тревожные, мнительные, есть с хорошей переключаемостью и не очень и т. д.). И вот, именно, в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь ребенку понять свой стиль учебной деятельности, развить умения, использовать интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! Будьте уверены: каждому, кто учится в школе, по силам сдать экзамен, предусмотренный образовательной программой. Подготовившись должным образом, Ваши дети обязательно справятся.

Трудности можно преодолеть через:

  • знакомство выпускников с особенностями и процедурой экзамена;
  • повышение сопротивляемости стрессу через ознакомление с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации и возрастание уверенности в себе, в своих силах;
  • развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Итак, ответственная пора в жизни выпускника уже наступила, атмосфера начинает накаляться до максимума. Кому-то из старшеклассников немного тревожно, кому-то страшно, кто-то, наоборот, уверен в своих силах, а кто-то из-за волнения не в состоянии вспомнить элементарные правила, законы и т. д. Эти состояния называются экзаменационной тревожностью.

Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека. Человек либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной. В состоянии экзаменационной тревожности у учащихся могут наблюдаться типичные симптомы экзаменационного стресса.

Физиологические симптомы:

  • усиление кожной сыпи;
  • головные боли;
  • тошнота;
  • «медвежья болезнь» (диарея);
  • мышечное напряжение;
  • углубление и учащение дыхания;
  • учащённый пульс;
  • перепады артериального давления;
  • ухудшение сна (бессонница), аппетита.

Эмоциональные симптомы:

  • чувство общего недомогания;
  • растерянность;
  • паника;
  • страх;
  • неуверенность;
  • тревога;
  • депрессия;
  • подавленность;
  • раздражительность.

Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:

  • чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
  • неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
  • воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (не поступления в желаемый ВУЗ и пр.);
  • кошмарные сновидения;
  • ухудшение памяти; 
  • снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

Поведенческие симптомы:

  • стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
  • избегание любых напоминаний об экзаменах;
  • уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период;
  • вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах.

Все перечисленные симптомы не способствуют продуктивной подготовке к испытаниям и очень мешают учащимся во время экзаменов.

Как в этот непростой период сохранить работоспособность, уверенность в себе, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?

Надеемся, что наши советы и рекомендации помогут снизить экзаменационные страхи у Ваших детей, стать более внимательными и организованными и, следовательно, успешно сдать экзамены и поступить в то учебное заведение, о котором мечтали.

 

Типичные родительские ошибки в ходе подготовки старшеклассников к экзаменам.

В подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители внушают детям уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.

Типичные родительские ошибки:

  • негативный настрой, особенно для детей со слабой нервной системой, возбудимых и эмоциональных детей – особо опасен;
  • родительская тревога («Не сдашь», «Не знаешь», «Не так занимаешься»). Данные фразы создают эффект негативной установки, формируют неуверенность, страх, повышенную тревожность;
  • страх перед экзаменом, подчеркивание ответственности («Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Тебе перед родителями будет стыдно»?). Данные утверждения лишь усиливают волнение;
  • бесконечные «страшилки» и обещания беды ребёнку в настоящем и будущем («Будешь никому не нужным», «Никуда не поступишь»). Данные установки запугивают и невротизируют учащихся;
  • незнание родителей, как ребенок реагирует на трудную ситуацию (жалобы на сердцебиение, появление тошноты, озноба и др.) могут привести к эмоциональному срыву;
  • излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают у ребёнка раздражение и протест;
  • отношение к экзамену как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья.

 

Рекомендации родителям по поддержке и сопровождению детей

в период подготовки к экзаменам

 

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка к экзамену. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Поддерживать ребенка – значит безусловно принимать и верить в него. И взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо».

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Таким образом, чтобы поддержать своего ребенка родителю необходимо:

  • опираться на сильные стороны;
  • избегать подчеркивания промахов;
  • проявлять веру в ребенка, уверенность в его силах, сопереживать;
  • создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
  • поддерживать своего ребенка. Демонстрировать, что понимаете его переживания;
  • помните, чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Помощь и поддержка ребенка во время подготовки к экзаменам должна быть не только на словах, а на деле:

  • создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки к экзамену. Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии. Эффективность труда зависит от эмоционального состояния, в котором мы воспринимаем информацию;
  • контролируйте свое эмоциональное состояние. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться»;
  • наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением и стрессом. Первый шаг на пути избавления Вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс;
  • обратите внимание на то, каким образом Ваш ребенок запоминает учебный материал. Зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки, надеяться на «счастливый» билет или «неписаные» правила, например, класть учебник под подушку перед сном, не мыть голову, чтобы не смыть знания и т.д., очень вредны для Ваших детей. Такие советы провоцируют формирование «комплекса неполноценности», ребенок разочаровывается в себе, когда он думает, что несомненно «хуже других». «Комплекс неполноценности» порождает неуверенность и ведет к неуспеху, а неуверенность довольно часто бывает обусловлена переутомлением;
  • следите, чтобы Ваш ребенок во время подготовки к экзаменам не переутомлялся. Достаточно отдыхал и бывал на свежем воздухе. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться;
  • помогите ребенку организовать свое рабочее место и режим дня;
  • не настаивайте на учебе без отдыха и сна. Непрерывные занятия в течение 30-40 минут должны чередоваться с 10-15 минутным отдыхом, а после 2-3 часов занятий необходим перерыв на 1-1,5 часа;
  • не дергайте ребенка по пустякам, отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки;
  • при необходимости обратитесь к школьному психологу. Он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

Как правило, дети сдают не один, а несколько экзаменов подряд. Каждый из них – определенный рубеж, после которого обязательно нужен отдых независимо от результата. Успешная сдача – праздник не только для ребенка, но и для всей семьи. Не воспринимайте отличный результат, как должный и единственно возможный, порадуйтесь вместе с ребенком. Неудовлетворительный результат – это не трагедия, это опыт. Не машите обреченно руками, не вешайте ярлык «неспособный» на своего ребенка. Обсудите случившееся и учтите этот опыт в дальнейшем.

По сути, наши дети не просто сдают экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Данная форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и учиться.

 

 

свернуть

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

развернуть

На современном этапе развития общества повышается мораль­ная ответственность за создание и сохранение семьи. Каждый год совершается регистрация множества браков, однако далеко не все созданные семьи выдерживают жизненные испытания на проч­ность. «Не сошлись характерами…» Как часто звучат эти слова из уст людей, вынужденных разрушать семью, подавать на развод. И как часто за этой избитой формулировкой скрывается то, что в свое время молодых людей просто никто не готовил к семейной жизни, не рассказывал, как это должно быть.

Устойчивость брачно-семейных отношений в значительной мере зависит именно от готовности молодых людей к семейной жизни. Неподготовленность молодых людей к семейной жизни, отсутствие элементарных знаний из области семейных отноше­ний, правильного понимания социальной роли семьи и брака в настоящее время является одной из главных причин разводов.

В современном обществе исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье, значитель­но изменились функциональные роли супругов. В представлении отдельных людей брак и семья все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей.

Счастливая семейная жизнь — это большой труд. Создать нор­мальную семью, быть хорошим мужем или женой очень непросто. Для этого нужно много знать и уметь. Поэтому очень важно го­товить молодежь (наше будущее, будущее государства) к семейной жизни. Это предполагает:

1.Осознание социальной сущности семьи, ее общественной роли и значимости.

2.Воспитание и самовоспитание качеств личности, необходи­мых для семейной жизни.

3.Усвоение определенной системы знаний по психологии и со­циологии брака и семьи.

4.Формирование правильных брачно-семейных представлений.

Следует четко уяснить, что подготовка школьников к семейной жизни — это не кампания, не одна-две лекции, тем более по «по­жарному» случаю, когда уже что-то произошло, а постоянно про­водимая, целенаправленно дифференцированная работа в зави­симости от пола и возраста молодых людей.

Одной из основ успешного проведения такой работы являет­ся взаимное доверие воспитателя и воспитанника. Оно не может возникнуть между ребенком и случайным человеком, но может и должно быть между любимым педагогом и учащимися, между родителями и детьми.

Занимаясь любым воспитанием, люди используют в основном 5 основных методов:

  • устные наставления (беседы, нотации, реплики, окрики, со­веты, запреты, разъяснения и т. д.);
  • письменные наставления (книги, брошюры, газеты и т. д.);
  • средства кино и телевидения;
  • личный пример;
  • собственный опыт.

Наиболее эффективными из них и действенными являются два последних — личный пример и собственный опыт. Поэтому, как и в любом другом виде воспитания, бесспорно, в семейном и поло­вом воспитании основная роль принадлежит семье: и потому, что воспитание (любое) должно начинаться задолго до поступления в школу, и потому, что никто кроме родителей, не знает так свое дитя со всеми его положительными и отрицательными сторонами. А взаимоотношения родителей, личности отца и матери являются лучшим примером поведения в семье.

Подготовка детей к семейной жизни, как и воспитание вооб­ще, должно проводится дифференцированно и с учетом возраста ребенка.

Для детей раннего возраста основой воспитания является устное общение с взрослыми, а также сама атмосфера в семье. Дружеское, любовное отношение к супругу, соблюдение границ дозволенности в общении при детях, сдержанность в выражениях, авторитетность каждого из родителей — все это постепенно формирует у детей и подростков четкий стереотип поведения, который, наверняка, со­хранится, когда они станут взрослыми.

Снижение авторитета отца в семье, несомненно, оказывает, отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Доче­ри в семьях, где отец находится «под каблуком» у матери, усваивают такую линию поведения женщины как единственно правильную и чаще всего в будущем будут строить свои взаимоотношения с му­жем по такому же образцу. Сыновья, не находя в семье идеала для подражания, во-первых, и сами часто теряют (или не могут при­обрести) необходимые им черты мужественности, а во-вторых, за идеал принимают людей «с улицы», далеко не всегда на самом деле положительных.

В отдельных семьях, наоборот, поведение отцов отличается деспотизмом, и тогда у детей возникает искаженное представ­ление о роли женщины в семье (и не только в семье). Девочки вы­растают в послушных исполнительниц воли мужей, а мальчики приучаются к потребительскому отношению к женщине. Детей, воспитанных в деспотических семьях, часто обходит то великое чувство, которое называется любовью.

При воспитании в неполных семьях (чаще всего без отцов) у де­вочек не формируется понятие мужественности и не складывается полное представление о роли мужчины в семье. Если к тому же отец оставил семью, и девочка знает об этом, а мать не может сдержать свои эмоции и по поводу и без повода «поливает отца грязью», воз­никает стойкое убеждение, что все мужчины «плохие», «эгоисты», «злодеи» и т. д. Ясно, что в будущем это убеждение существенно затруднит адаптацию молодой женщины в своей семье и может вызвать серьезные трудности в налаживании совместной жизни и правильном воспитании собственных детей. Поэтому, даже в тех случаях, когда муж действительно оказался никчемным человеком, мать должна проявить мудрость и такт, рассказывая о нем ребенку.

Отрицательно сказывается отсутствие отца в семье и на форми­ровании личности мальчиков. Мать должна проявлять максимум внимания и такта, чтобы вырастить из них настоящих нефиминизированных мужчин. И хотя, несомненно, она должна стараться стать им верным другом, обязана сохранять некоторую дистанцию, подчеркивающую их мужское достоинство.

В возрасте 7—9 лет обычно происходит «раскол» взаимоотноше­ний между мальчиками и девочками, повышается интерес к пред­ставителям своего пола. В семье это находит отражение в большем влечении мальчиков к отцу, а девочек — к матери. Этот важный момент необходимо использовать для дальнейшего воспитания межличностных отношений. Доверительные беседы, совместное за­нятие «мужским» и «женским» делом сближают детей и родителей, дают толчок к откровенным разговорам, помогают детям делиться с взрослыми своими сокровенными тайнами и мечтами. Взрослые должны дорожить доверием, а дети ощущать серьезное отношение родителей к волнующим их проблемам.

Именно в этом возрасте как никогда важен личный пример взрослого. Какие бы правильные и красивые слова ни говорил папа сыну об уважении к женщине, о необходимости помогать матери и т. д., но если сам он не может оторваться от телевизора и игнори­рует просьбы жены, воспитать в мальчике уважительное отноше­ние к женщине вряд ли удастся.

Семейное воспитание, начатое дома, продолжается в школе. Все ученые отмечают, что после поступления в первый класс на какое- то время авторитет учителя превышает авторитет родителей. И очень важно, чтобы не было разногласия между принципами воспитания дома и в школе, чтобы ответы на вопросы дополня­ли, а не противоречили друг другу. А для этого необходим тесный контакт педагогов и родителей, тем более многих родителей самих нужно многому научить.

Возраст от 12 до 18 лет — это переходный возраст, который полон противоречий. В этом возрасте у подростков и молодежи наблю­дается повышенная социальная активность. У юношей и девушек появляется множество интересов и увлечений, которые являются средством самоутверждения в обществе. Поиск смысла жизни и же­лание самоутвердиться особенно обостряются в этом возрасте.

Современная молодежь отличается повышенной эмоциональ­ностью. Это проявляется в мечтательности, романтичности, катего­ричности, открытости. Современные молодые люди часто говорят то, что думают, прямолинейны, бескомпромиссны. Они легко при­нимают перемены, новое. Их привлекает все интересное, необыч­ное, удивительное, они не боятся ломать общественные традиции.

В этом же возрасте наблюдается пик потребности в общении и доверии. Подростки особенно ценят в собеседнике такие качества личности, как верность, честность, доброта. В первую очередь они ищут доверительного общения с родителями. Не находя его в семье, ищут в школе с учителем, более старшими друзьями. Лучше всего, если доверительное общение у подростка возникнет с родителями, так они личным примером, этическими беседами, откровенными разговорами смогут иметь возможность влиять на личность своего ребенка. Главная цель доверительного общения — получение ин­тимной информации. Часто в этом возрасте молодые люди стара­ются отделиться от взрослых, принадлежать к каким-либо группам.

У родителей возникают трудности в общении со своими детьми, но они должны понимать, что основная причина — это социально­психологические особенности юношей и девушек.

На этом этапе формирования личности подростка красной нитью семейного воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация понятий «настоящий мужнина» и «настоящая женщина». Важно, чтобы подросток не просто знал смысл этих понятий, но принял их в качестве собственных установок, своей жизненной позиции.

Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо приви­вать чувство собственного достоинства, чувство девичьей чести, стыдливости.

Все это довольно сложные понятия, не всегда одно­значные, а кроме того, плохо поддающиеся дозировке. Иногда пере­дозировка чувства собственного достоинства превращает девушку, в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключи­тельности — в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия девичьей чести и стыдли­вости. Стоит «недодать» и для девушки может не остаться ничего святого, стоит «передать» — и возникнет почва для будущих семей­ных конфликтов.

В юношах очень важно продолжать формировать правильное отношение к женщине. Это отношение настолько многогранно и тысячами нитей связано с другими аспектами воспитания, что сказать, воспитан тот или иной человек, можно всего по одной ха­рактеристике — как он разговаривает с женщиной. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить себе в их присутствии нецензурные выраже­ния, он не воспитан. И это отсутствие воспитания рано или поздно крайне негативно скажется на семейной жизни.

«Не поздравил с днем рождения, не заметил новой прически, не ответил улыбкой на улыбку, не обратил внимания на усталый вид жены, не взял из рук тяжелую сумку, не похвалил пирог, не подал пальто, сошел с автобуса, не оглянувшись, как там она… На первый взгляд, все так мелко, так незначительно. Забудется, не оставив следа? Нет, останется след…»

В этом высказывании А. М. Свядоща содержится целая программа воспитания, свод рекомендаций, важных для счастливой семейной жизни.

В период полового созревания появляется и желание нравить­ся противоположному полу. Это проявляется, прежде всего, в по­вышенном внимании к своему внешнему виду. Подростки много времени начинают проводить у зеркала, часто спрашивать, как они выглядят, заботятся о своей привлекательности. Внимание к противоположному полу может занимать большое место в жиз­ни подростка.

К 16 годам формируется образ будущего спутника, своеобраз­ный идеал противоположного пола. В этом возрасте учащиеся в основном обращают внимание на внешние данные спутника жиз­ни.

Очень важно в этот момент найти общий язык с ребенком, объ­яснить, что кроме внешней красоты, в человеке есть и внутренняя, рассказать, в чем она проявляется и каково ее значение в жизни. Родителям важно постоянно проводить с детьми откровенные бе­седы, в интересной форме рассказывать о положительных и отри­цательных качествах личности.

В школе часто проводятся тренинги, откровенные разговоры, круглые столы, диспуты на темы «Характер и его формирование», «Привычки: какие они быва­ют?», «Влияние характера и качеств личности на жизнь человека», а также занятия, на которых освещаются вопросы поведения, общения во время первого свидания, первого поцелуя и т. д.

Пробуждение в человеке способности и потребности любить — важный момент в жизни каждого. С появлением нового чувства от­крывается новый мир эмоций и желаний. Психологи рассматривают любовь как интенсивное, напряжен­ное и относительно устойчивое чувство человека, физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Но молодые люди часто принимают за любовь влюбленность, симпатию. С влюблен­ности, увлечения любовь начинается, но не всегда влюбленность переходит в любовь. Влюбленность и любовь — это близкие чувства, которые, одна­ко, имеют существенные различия. И очень важно объяснить эти различия подросткам.

Итак, особенности любви:

  1. потребность в постоянном и длительном общении;
  2. положительные эмоции при встрече;
  3. общие интересы, взгляды на окружающий мир, наличие схо­жего мировоззрения, устремлений;
  4. интерес к жизни другого, его привычкам, вкусам, интересам; моральная поддержка друг друга в трудные минуты, сочувствие, сопереживание; готовность быть вместе всегда, стремление к браку и желание иметь общих детей.

Если любовь освящает брак, делает его более устойчивым и на­дежным, то чувство, похожее на любовь, — влюбленность — очень часто вредит браку и приводит к разводам. Поэтому, прежде чем вступить в брак, молодые люди должны узнать характеры, интересы, привычки друг друга, понаблюдать, как избранник (избранница) общается со своими родными и близ­кими. Это, возможно, не станет 100-процентной гарантией счаст­ливого брака, но во многих случаях, может предотвратить ошибку.

И в заключение хочется добавить — семейное воспитание, нача­тое поздно, есть уже перевоспитание. Воспитывать же всегда лег­че, чем перевоспитывать. И хотя лучше поздно, чем никогда, одна­ко необходимо стремиться сразу к воспитанию. Чем больше внимания уделят родители и мы, педагоги, семейному воспитанию в детстве, тем больше шансов, что семейная жизнь молодых людей в будущем будет благополучной и счастливой.

 

 

свернуть

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости

развернуть

Предрасположенность к зависимому поведению у подростков может быть обусловлена несколькими факторами, рассмотрим основные.

Важнейшую роль в жизни ребенка играют семья, формы мировоззрения и ценностная ориентация молодежи; семья влияет на выбор ребенка, увлечения и интересы. Рост в неблагополучной семье резко увеличивает риски зависимого поведения у подростков. Если ребенок всегда имеет отрицательный пример в поведении взрослых, вполне вероятно, что подросток будет следовать за ним, несмотря на ценности общества. Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов отмечают, что большинство детей, которые выросли в неблагополучных семьях, особенно в семьях с примерами зависимого поведения, наиболее склонны к формированию зависимого поведения. В семьях родителей-алкоголиков или наркоманов дети часто становятся жертвами насилия, такие семьи создают условия для воспитания у детей ошибок в развитии чувства независимости и враждебности в социальной среде. Эти дети нерешительны в социально важных решениях, возникает задержка в формировании культурных норм и традиций. Появление зависимостей вызывает естественную реакцию подростков на такое воспитание. Плохие отношения с родителями и другими авторитетными взрослыми в свою очередь могут повлиять на динамику возникновения зависимости. Неполные семьи, частые конфликты, наличие приемного отца / мачехи, большое количество стрессовых ситуаций в семье – это в свою очередь факторы, влияющие на формирование зависимости у подростков.

У детей, чьи родители употребляли алкоголь, никотин или были зависимы от наркотиков, есть генетическая предрасположенность к образованию химических зависимостей. Эти дети составляют основную группу риска. Такие подростки, к примеру, уязвимы к употреблению наркотиков, пьянству и зависимость прогрессирует у этих детей с большой скоростью и интенсивностью. Подростки, родители которых страдали алкоголизмом или наркоманией, скорее всего, будут переживать стрессовые ситуации, связанные с алкоголем или наркотикам.

В качестве социального фактора при возникновении зависимого поведения у подростков могут выступать не налаженность взаимоотношений со сверстниками. Подростки придают большое значение общению, и, если есть какие-либо нарушения в такого рода деятельности, недомогание или стресс у подростков, есть огромная вероятность того, что подростку придется компенсировать его негативные эмоции. Как вариант – образуется зависимое поведение. Подросток может начать использовать психоактивные вещества, думая, что с их помощью он может контролировать свои собственные чувства и эмоции, хотя на самом деле эти наркотики контролируют всю его жизнь. В свою очередь для этих детей характерна Интернет-зависимость, как своего рода компенсация реального общения, которое по каким-то причинам у подростка не получается, виртуальным, где он может общаться совершенно анонимно либо может придать себе любые желаемые черты характера и говорить на любые темы, находящиеся в обществе под запретом.

Мо мнению М.А. Ковальчук, И.Ю. Тархановой фактором возникновения зависимостей у подростков является низкая самооценка или частые депрессивные состояния. Личные качества вынуждают подростка бежать из реальности. Низкая самооценка не позволяет подросткам общаться с компанией, с которой он хотел бы, и депрессивные мысли и все толкают к совершению самоубийства. Когда подросток испытывает невыносимый спектр негативных чувств, он начинает искать пути, чтобы пойти в другую реальность, ту, которая наиболее удобна для него и вызывает наименьшую долю стрессовых ситуаций. В результате подросток пытается искусственно изменить свое психическое состояние, оставив другую реальность. Зависимое поведение подросток видит единственным выходом.

По словам Б. А. Аксельрод, подростки, которые имеют повышенную тягу к риску, в свою очередь наиболее склонны к зависимости. Несовершеннолетние подростки, как правило, имеют сильное желание рисковать и расширить свой личный экстремальный опыт, но у некоторых людей он наиболее ярко выражен и является ведущим видом деятельности. Такие подростки видят наркотики только в более экстремальной ситуации, это для них дополнительный шанс заявить о себе, подняться в своих глазах и глазах других. Употребление наркотиков является нарушением всех норм и запретов, что означает, что ситуация связана с риском. Образование химических зависимостей у подростков с высокой степенью поведения при поиске острых ощущений, весьма вероятно.

Не всегда низкие академические достижения в школе – следствие зависимого поведения, иногда, наоборот, зависимое поведение является следствием низкой мотивации для обучения и низкой академической успеваемости. Проводя немного времени в школе и не делая никаких домашних заданий, подросток получает много свободного времени. Он начинает тратить много времени либо в уличных компаниях, которые широко используют курение, алкоголь или даже наркотики, и с течением времени он привыкает к этому виду досуга. Либо все свободное время подросток проводит перед компьютером и с течением времени в свою очередь формируется зависимое поведение.

Ещё одним фактором, оказывающим влияние на подростков, является мода в современном обществе. Кино и литература часто поднимают проблему наркомании и других зависимостей подростков, но многие подростки воспринимают эту информацию не как предупреждение от вредных привычек, а, наоборот, как указание к действию.

Формирование у детей умения самостоятельно принимать решения, анализировать ситуацию и общаться с окружающими, т.е. формирование навыков безопасного поведения несовершеннолетних поможет способствовать более успешной профилактике зависимого поведения

Перед родителями стоят следующие задачи:

  1. Избежать неприятных ситуаций и опасностей можно только в случае доверительных отношений с ребенком. Внимательно слушайте, о чем рассказывает ваш ребенок, не осуждайте и не стремитесь сразу оценить его поступок. Это отобьет у ребенка желание делиться с вами своими мыслями и секретами. Если вас что-то насторожило, постарайтесь узнать у него как можно больше. Спросите у ребенка, что он сам думает о ситуации, своем поведении, поступке окружающих.
  2. Чаще беседуйте с ребенком о безопасном поведении. В зависимости от его возраста, можно приводить примеры из сказок, литературных произведений или фильмов, учиться анализировать ситуацию и искать из неё выход.
  3. Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы ребенок научился отказывать в вежливой форме в ситуациях, которые могут нести угрозу его здоровью. Например, «Нет, спасибо, я очень спешу», «Нет, извините» и т.д.
  4. Интересуйтесь кругом общения ребенка. Познакомьтесь с друзьями ребёнка. Поддерживайте взаимосвязь с педагогами по вопросам формирования безопасного поведения ребенка.
  5. Помните о том, что зависимое поведение у детей и подростков – это не только употребление ПАВ, но и зависимость от компьютерных игр и Интернета. Важно найти всему этому альтернативу, а для этого необходимо на личном примере показать привлекательность спортивных игр, походов, прогулок и т.д.
  6. Если в поведении ребенка, в его настроении, учебе, внешнем виде вас что-то настораживает, не медлите. Постарайтесь узнать у него причину изменений. Если ребенок не идет на контакт, избегает вас, обратитесь к школьным или медицинским специалистам.

 

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ»

развернуть

Общайтесь друг с другом.

Общение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с родителями заставляет детей обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

Выслушивайте друг друга.

Умение слушать – основа эффективного общения. Умение слушать означает: быть внимательным к ребенку; выслушивать его точку зрения; уделять внимание взглядам и чувствам ребенка.

Ставьте себя на его место.

Детям часто кажется, что их проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ребёнку сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы он чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

Проводите время вместе.

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход на прогулку, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя, наркотиков и иных видов зависимостей. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.

Научите ребенка говорить «нет».

Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников.

Предоставьте ребенку знания о наркотиках и алкоголе, не избегая разговора о возможных положительных моментах удовольствия от них. Вам необходимо помочь сделать ему правильный сознательный выбор между непродолжительным удовольствием и длительными необратимыми последствиями.

Обратитесь к специалисту.

Если вы убедились, что ваш ребёнок не может справиться с зависимостью самостоятельно, и вы не в силах помочь ему – обратитесь к специалисту: лучше начать с психолога или психотерапевта. Специалист сможет более точно и объективно оценить ситуацию и вместе с вами помочь и поддержать ребенка.

свернуть
поделиться в: