Аттестация педагогических работников

Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников

развернуть

Кодекс Республики Беларусь об образовании (13 января 2011г. №243-3)

Раздел I, глава 6

статья 50. Педагогические работники

статья 51. Требования, предъявленные к педагогическим работникам

статья 52. Права педагогических работников

статья 53. Обязанности педагогических работников

Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с:

Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся»

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 22 июля 2021 г. № 55 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1»

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29 июля 2020 г. № 69 «Об утверждении Выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (в ред. постановлений Минюста от 24.10.2011 №235, от 27.01.2012 № 18)

свернуть

     

    Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний умений и навыков учащихся, их морального, творческого и физического развития.

    Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования:

    • по инициативе педагогического работника аттестация проводится на  присвоение педагогической категории.
    • по инициативе руководителя учреждения образования аттестация проводится на  подтверждение  педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.

    Основными принципами аттестации являются:

    • коллегиальность,
    • системность и целостность экспертных оценок.

    Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.

    Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания.

    В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. 

    Порядок проведения аттестации регулирует Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101, в редакции постановления 26.03.2014 № 20, 26.11.2014 № 163, 20.11.2015 №131, 11.05.2017 № 46, 08.05.2018 № 37.

    Аттестационная комиссия

    Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для этого создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогических работников путем тайного голосования. В состав аттестационной комиссии включаются дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав.

    Срок полномочий аттестационной комиссии составляет один год со дня издания приказа о ее создании.

    Требования к аттестуемым работникам

     Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

    • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
    • наличие стажа работы в должности, по которой аттестуются. Для присвоения второй и первой квалификационных категорий - 2 года, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» - 3 года.
    • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации.

    Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академиче­скую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Если работнику присуждена ученая степень или присвоено ученое звание, то он допускается к аттестации на первую квалификационную категорию при наличии стажа работы на соответствующей должности1 год, а на высшую категорию — 2 года со дня присвоения предыдущей категории.

    Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в атте­стационную комиссию.

    С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один  раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Однако аттестация не применяется к работникам, отработавшим менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие.

    Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование

    Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. Квалификационный экзамен предшествует собеседованию.

    Аттестуемым на заметку

    Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.

    С этой целью изучается:

    • психологическая готовность учителя;
    • технологическая готовность учителя (воспитателя, руководителя кружка) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).

    Дается оценка:

    • преподавательской деятельности учителя (воспитателя, руководителя кружка): знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества проведения урока; интерес учащихся к преподавательскому предмету;
    • умений учителя (воспитателя, руководителя кружка) планировать свою деятельность;
    • деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;
    • работы учителя над повышением своего профессионального уровня (курсы повышения квалификации);
    • для высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, руководителя кружка), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.

    Порядок проведения аттестации учителя на категорию

    Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:

    • посещает уроки, факультативные занят, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия аттестуемого, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;
    • анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;
    • анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (курсы, методическая, инновационная деятельность, самообразование);
    • проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.
    • проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.

    В рамках аттестации учитель должен:

    • провести открытые уроки, факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету либо воспитательное мероприятие;
    • представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;

    на вторую категорию – представить к аттестационной беседе отчёт по теме самообразования;

    на первую категорию – представить к аттестационной беседе педагогическое портфолио (в электронном или печатном варианте);

    на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в ГрОИРО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить).