Музейная комната "Гродно в войнах XVII – ХХ веков"

 





Музейная комната
"Гродно в войнах XVII - XX веков"

 

Наш родной город, с самого начала своего существования имел укрепления. Первоначально это были крепостные стены древнего Гродно, затем, в конце XIV века он был перестроен как великокняжеский замок князя Витовта. Тепрь он стал полностью каменным, 5-башенным. Именно этому посвящена наша первая экспозиция.

Продолжая путешествие по длинному пути развития гродненских укреплений, вы узнаете, что уже с XV века укрепления расширяются и выходят за замковый холм, на котором располагался Старый замок. Первоначально они расширяются на соседнее плато (сейчас здесь располагается Новый замок), а затем и на сам город. Согласно мнения некоторых гродненских историков и краеведов, наш город имел типичные средневековые каменные стены и башни, остатки которых можно увидеть на знаменитой гравюре Цюндта – Адельгаузера, огромная копия которой украшает нашу музейную комнату.

           

Дальнейшая экскурсия расскажет вам про первые земляные укрепления Гродно – редуты. Они появились уже в начале XVIII века. Эти укрепления активно использовались войсками в знаменитой Северной войне. Кстати, в нашей экспозиции представлены несколько настоящих ядер и картечи начала XVIII века.

После вхождения Гродненщины в состав Российской империи новые власти начали составлять многочисленные планы создания в Гродно новой крепости. Эти планы нашли свою реализацию при создании Гродненской Укреплённой позиции (была создана в 1887 – 1892 гг.). Теперь вокруг Гродно появились 7 земляных фортов и один люнет. Вы увидите копии настоящих архивных планов с нанесением этих укреплений

 

 

Ядром нашей музейной комнаты является экспозиция, посвящённая Гродненской крепости. Она начала создаваться в 1912 году, по указу императора Николая II. Число фортов равнялось 13. Кроме них планировалось построить несколько десятков опорных пунктов, пороховых погребов, казарм, зданий штабов, аэродром и несколько взлётных площадок и мн. др. Самые главные сооружения крепости нанесены на современную карту, которая позволяет представить нашим гостям расположение укреплений. К сожалению, строительство крепости не было завершено до начала Первой мировой войны. Тем не менее, крепость Гродно приняла активное участие в мировой войне, дважды выдержала подступы германских войск. Обо всём этом вы услышите от наших квалифицированных экскурсоводов. В экспозиции можно увидеть уникальные оригинальные вещи и документы, связанные с историей и строительством Гродненской крепости.

                                  

Следующая часть нашей экспозиции посвящена нашему городу во Второй мировой войне.

                    

Вы услышите о трагических событиях 1939 года, горечи поражения 1941 и освобождении Гродно в июле 1944 года.

              

Завершающая часть экскурсии расскажет вам о возникновении военного городка на Фолюше, увидите оригинальную униформу солдат и офицеров Советской армии, элементы снаряжения и вооружения.

              

Наша музейная комната была открыта в октябре 2014 года. фотоархив

На данный момент она насчитывает более двух сотен экспонатов и непрерывно растёт.

Приглашаем всех гостей нашего города на увлекательные экскурсии.

 

Музейная комната работает

вторник - пятница с 9.00 до 15.30

предварительная запись по телефону: +37529-78-88-216

ГРОДНЕНСКАЯ КРЕПОСТЬ

развернуть

Гродненская крепость — система укреплений города Гродно, существовавшая в XII—XX веках. С 1912 года по 1920-е годы функционировала как фортовая крепость Российской Империи, Германской империи и Польской Республики.

4 августа 1912 года российский император Николай II подписал указ о строительстве крепости в Гродно. Крепость должна была состоять из 13 фортов, 19 литерных опорных пунктов и 23 номерных опорных пунктов. Вторую линию обороны должны были составить устаревшие земляные форты. Строителем крепости был назначен военный инженер генерал-майор Дмитрий Павлович Колосовский. Комендантом крепости стал бывший начальник 26-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Михаил Никифорович Кайгородов. Начальником штаба крепости стал генерал-майор Никандр Аркадьевич Лащилин.

До начала Первой мировой войны в Гродненской крепости были построены головные фасы бетонных брустверов 9 фортов (форты № I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX), головные фасы 6 опорных пунктов (№ 1, литера «А», литера «В», литера «Д», № 8, литера «К»), 2 основных пороховых погреба, 22 здания казарм и штабов.

До лета 1915 года строительные работы в Гродненской крепости были продолжены, однако большинство их заняло устройство промежуточных временных укреплений, окопов, артиллерийских позиций и др. В результате бетонных работ были построены: головные фасы бетонных брустверов на 2 фортах (№ XIII и X), головной фас бетонного бруствера опорного пункта литера «Е», 5 основных пороховых погребов, до 1 тысячи землянок и бетонных блиндажей, несколько мостов через Неман. Ни один форт или опорный пункт не был закончен даже на 50 %.

В августе 1915 года Гродненская крепость была упразднена и разоружена, а часть укреплений взорвана. В результате скоротечных боёв 31 августа-3 сентября 1915 года укрепления бывшей крепости были взорваны и оставлены русской армией. Самые ожесточённые бои велись за группы укреплений фортов № III и IV.

официальный сайт

 



  

Авторы книг:  Дмитрий Лютик, Александр Семенчук, Сергей Пивоварчик

 

свернуть

РАЗДЕЛЫ МУЗЕЙНОЙ КОМНАТЫ

развернуть

1. Укрепления Гродно в XII-XVIII веках.

 

Укрепления нашего города появились с самого начала его существования. Уже в XII веке Гродно имел каменную стену, возведённую со строны р.Нёман. Остальные стены были деревянными. Мост обороняла каменная башня - донжон. 

В начале XV века гродненские укрепления были полностью перестроены по приказанию великого князя Витовта. Готический пятибашенный замок стал полностью каменным.

Во второй половине XVI века укрепления замка были вновь перестроены. По указанию короля Речи Посполитой и великого князя литовского Стефана Батория замок приобрёл ярко выраженные черты королевской резиденции. Двухэтажны дворец потерял полностью оборонительные функции. Тем не менее, каменные стены и въезная башня сохранились.

Укрепления в XVI веке, возможно имелись и вокруг города. 

В начале XVIII века была создана бастионная система, которая сохранялась на протяжении века.


2. Гродненская укреплённая позиция (XIX в.)

После вхождения Гродно в состав Российской империи (1795г.) начали разрабатываться планы по созданию здесь новых укреплений. Два таких плана появились ещё до Наполеоновских войн. Ещё несколько планов были разработаны на протяжении 20-60-х гг. Однако все они остались только на бумаге. В экспозиции музейной комнаты представлены копии двух планов урепления Гродно: план 1870-х гг. составленный местным инженером прапорщиком Александровым и план Гродненской укреплённой позиции 1890г. В 1887-92 гг. вокруг города были построены первые 7 земляных фортов и один люнет.


3. Гродненская крепость в российский, немецкий, польский периоды

В августе 1912 года был подписан указ императора Николая II о строительстве фортовой крепости в Гродно. Было запланировано создание 13 фортов и 19 литерных опорных пунктов и 23 номерных опорных пунктов. Вторую линию обороны должны были составить земляные форты. Строительство крепости продолжалось до лета 1915 г.


4. Гродно во Второй мировой войне


5. Военный городок Фолюш. Современная форма, экипировка, амуниция

свернуть

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

развернуть

Деятельность музейной комнаты реализуется на основе разработанного и внедряемого проекта

Проект: создание и развитие
военно-патриотической музейной комнаты
«Гродно в войнах XVII – ХХ веков»

 

Проблема: в век информационного общества, в условиях глобализации и объёмного потока информации интернет-пространства проблематично сориентировать подрастающее поколение на ценности традиционные белорусскому аксиологическому полю.

Гипотеза: музейная комната позволит создать необходимую среду для воспитания у учащихся не только интереса к военно-историческому, героическому прошлому своего народа, но и для формирования таких чувств как патриотизм, уважение, сопричастность, ответственность, гражданская активность.

Актуализация: роль исследовательской деятельности, особенно по военной тематике, имеет значимость не только для развития интеллектуальных и творческих способностей ребят, но и в патриотическом воспитании современной личности. Понимание патриотизма приходит не через лозунги и призывы – оно воспитывается ненавязчиво на героических подвигах, на изучении исторического наследия своей родины, на осознании себя носителем этого наследия, личностью причастной не только к прошлому, настоящему, но и ответственной за будущее своей страны, своего народа.

В гимназии № 4 имени Д.В.Казакевича г. Гродно созданы условия для исследовательской работы учащихся, благодаря деятельности интеллектуального объединения «Научно-исследовательской лаборатории «Августово: прошлое и современность», конкретно его секторов: научное общество учащихся и краеведческий сектор. Создание военно-патриотического центра исследований и музейной комнаты «Гродно в войнах XVII – ХХ века» логично дополняют структуру краеведческого сектора.

Цель проекта: создание системы музейной комнаты «Гродно в войнах XVII – ХХ века», как базы патриотического воспитания, военно-исторического исследования, музейного творчества учащихся.

Задачи проекта:

  • организация полевых исследований Гродненской крепости
  • организация исследовательской деятельности учащихся по основным направлениям тематики музея:
  • Гродно в годы Тринадцатилетней войны (1654 – 1667)
  • Гродно в годы Северной войны (1700 – 1721)
  • История Гродненской укреплённой позиции
  • история Гродненской крепости
  • Гродненская крепость и Гродно в годы Первой мировой войны
  • Гродно в польскую войну 1919 – 1921 гг
  • Гродно в начальный период Второй мировой войны
  • Гродно и Гродненщина в годы Отечественной войны
  • подготовка экспозиций, соответствующих направлениям исследований
  • создание макета фортов Гродненской крепости
  • открытие музейной комнаты
  • организация музейной деятельности актива музейной комнаты:
  • экскурсионная деятельность
  • разработка и проведение музейных занятий
  • разработка и проведение внеклассных мероприятий патриотического характера
  • проведение тематический лекций, выставок, познавательных игр, конкурсов, акций и т.д.
  • использование данных, полученных в ходе исследований в учебном процессе
  • участие в исследовательских конкурсах и конференциях учащихся

Этапы реализации проекта:

1. привлечение заинтересованных учителей и учеников к разработке и осуществлению проекта

2. определение целей и задач проекта, этапов их осуществления:

  • поисковый
  • исследовательский
  • аналитический
  • моделирования
  • практический

3. привлечение администрации школы к работе над проектом

4. формирование инициативных групп по реализации плана

5. сбор материалов – поисковая работа

6. исследование истории Гродненской крепости

7. работа с литературой, документами, газетами, воспоминаниями, фотографиями и др. источниками по обозначенным направлениям

8. исследовательские мини-экспедиции по фортам Гродненской крепости с описанием, измерением, зарисовкой фрагментов каждого форта
          

9. мини-экспедиции по окрестным фортам деревням с целью сбора информации у местного населения

10. консультации со специалистами, учёными – исследователями данной тематики
   

11. анализ собранного материала, систематизация

12. апробация подготовленного материала на научно-практических конференциях, исследовательских практических конкурсах.

13. проектирование экспозиций музейной комнаты на основе собранного материала

14. привлечение более широкого круга участников создания музейной комнаты через акции, рекламу, лекции с целью расширения фонда экспозиций

12. апробация подготовленного материала на научно-практических конференциях, исследовательских практических конкурсах.

13. проектирование экспозиций музейной комнаты на основе собранного материала

14. привлечение более широкого круга участников создания музейной комнаты через акции, рекламу, лекции с целью расширения фонда экспозиций

15. подготовка экспонатов, оформление музейной комнаты

16. открытие музейной комнаты   

17. осуществление экскурсионной работ 

18. разработка и проведение музейных занятий

19. разработка и проведение внеклассных мероприятий патриотического характера

20. проведение тематический лекций, выставок, познавательных игр, конкурсов, акций и т.д.

21. продолжение работы военно-патриотического исследовательского центра

 

Направления исследований:

  • Появление первых полевых укреплений вокруг Гродно
  • Гродненская крепость:
  1. Строительство крепости
  2. Гарнизон крепости
  3. Вооружение и оснащение
  4. Личности
  • Гродненская крепость и Гродно в годы Первой мировой войны
  1. Военные операции начального периода войны
  2. Бои за Гродно
  3. Деятельность Красного Креста на Гродненщине в годы войны
  4. Гродненская крепость в германский период
  • Крепость Гродно в годы советско-польской войны
  • Гродно во Второй мировой и Великой Отечественной войнах:
    1. Гродно осенью 1939 года
    2. Деятельность АК на Гродненщине
    3. Подпольное движение в Гродно
    4. Освобождение Гродно
    5. Личности
  • Гродненский гарнизон в послевоенный период
свернуть

О МУЗЕЙНОЙ КОМНАТЕ

развернуть

Название:              ГРОДНО В ВОЙНАХ XVII-XX ВВ.

Направление:        историко-краеведческое

Дата основания:   16 октября 2014 г.

Основание:            приказ по Гимназии № 321 от 2 сентября 2013 г.

Площадь:               60,86 м2, площадь фондохранилища 6 м2

Основной фонд:    240 экспонатов



ПОЛОЖЕНИЕ

 

о музейной комнате «Гродно в войнах XVII - XX веков»
государственного учреждения образования "Гимназия №4 имени Д.В.Казакевича  г. Гродно"

  

Общие положения.

1.1. Военно-историческая музейнай комната «Гродно в войнах XVII - XX веков»(далее — Музейная комната) является структурным подразделением Государственного учреждения образования «Гимназия № 4 имени Д.В.Казакевича г.Гродно» (далее — Учреждение).

1.2 Юридический адрес музейной комнаты: 230027, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Репина, д. 17, 2 этаж, каб. 224.

1.3 Музейная комната в своей деятельности руководствуется Законом РБ «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь», Положением о музее учреждения образования, Инструкцией о порядке создания и открытия музеев и экспозиций и другими государственными нормативными актами, а также настоящим Положением.

1.4 Экспонаты, хранящиеся в музейной комнате, являются общенациональным достоянием и подлежат государственному учёту в установленном порядке.

1.5 Музейная комната является составляющим элементом военно-исторического центра краеведческого сектора интеллектуального объединения Государственного учреждения образования "Гимназия № 4 г.Гродно" научно-исследовательской лаборатории "Августово: прошлое и современность".

 

Цели и задачи музейной комнаты

Музейная комната создана в Государственном  учреждении образования «Гимназия № 4 имени Д.В.Казакевича г. Гродно» в целях содействия приобщению школьников к научно-исследовательской работе, а именно военно-историческому исследованию,  воспитанию чувств патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, сопричастности, ответственности, гражданской активности;

Музейная комната является одной из форм работы по развитию творческой, интеллектуальной деятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и пропаганды материалов источников по истории военного прошлого Гродно и Гродненщины, имеющих воспитательную и научно познавательную ценность.

Задачами гимназической музейной комнаты являются:

- расширение фондов и экспозиций музейной комнаты;

- популяризация деятельности военно-исторического центра краеведческого сектора научно-- исследовательской лаборатории, действующей в гимназии;

- охрана и пропаганда памятников военной истории города Гродно и Гродненщины;

- осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными средствами;

- организация культурно-просветительной и иной деятельности, разрешенной законом, среди учащихся, родителей, педагогов и населения.

 

Организация и деятельность музейной комнаты

Общее руководство деятельностью музейной комнаты осуществляет руководитель образовательного учреждения. Директор школы:

- осуществляет непосредственный  контроль за организацией деятельности музейной комнаты;

- назначает приказом по школе руководителя музейной комнаты из числа педработников;

- несёт ответственность за обеспечение условий сохранности музейного фонда;

- руководит  формированием  единой  системы  использования гимназической музейной комнаты во всей структуре  жизни гимназии.

Работа музейной комнаты организуется на основе самоуправления. Руководит ею совет, который выбирается на собрании актива краеведческого сектора. В составе совета 5 человек из учащихся 5-11 кл.

Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель гимназической музейной комнаты, назначаемый директором учреждения образования. Руководитель гимназической музейной комнаты:

- комплектует и организует работу ученического актива  музейной комнаты, с которым  осуществляет  плановую поисково-собирательную, учётно-хранительную, экскурсионную и выставочную работы;

- поддерживает связь (встречи, беседы, переписка, интервью) со свидетелями, очевидцами, участниками военных событий, их потомуками, научными консультантами, представителями религиозных, общественных и государственных структур,  и документирует полученные сведения в установленном порядке;

- ведёт в инвентарной книге учёт подлинных материалов, поступающих в  музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование;

- ведёт плановую научно-исследовательскую работу в архивах города, республики, библиотеках по комплектованию музейного фонда документов;

- обеспечивает связь музейной комнаты с музеями города и республики

- несёт ответственность за работу музейной комнаты по информированию педагогического коллектива и учащихся о деятельности музейной комнаты.

Совет  музейной комнаты на своих заседаниях решает вопросы включения в фонды музейной комнаты поступивших в процессе комплектования памятников истории, культуры, рассматривает и утверждает планы работы, тематико-экспозиционные планы, обсуждает основные вопросы деятельности музейной комнаты: подготовку лекторов, экскурсоводов, участия в  конференциях, выпуска сборников, буклетов, проведения мероприятий и др.

Финансирование мероприятий по созданию музейной экспозиции, приобретению демонстрационной мебели, изготовлению копий документов, изданию буклетов и пр. осуществляется за счёт бюджетных средств гимназии.

 

Порядок реорганизации и  ликвидации  музейной комнаты

Вопросы о реорганизации (ликвидации) гимназической музейной комнаты, а также о судьбе его коллекций решается советом образовательного учреждения и его администрацией по согласованию с вышестоящими органами образования.

свернуть

ПЕРЕД ПАМЯТЬЮ ВРЕМЯ БЕССИЛЬНО

развернуть
Ещё в этом разделе